Правильно выговаривать слоги и слова – задача не из лёгких. И не каждый малыш справляется с нею самостоятельно. Поможет в этом артикуляционная гимнастика, которая полезна абсолютно всем детям.
Почему это нужно?
У детей часто встречаются такие логопедические проблемы:
- Трудности с произношением некоторых звуков;
- Бедный словарный запас;
- Затруднённое словообразование;
- Сложные слова сокращены;
- Переставляются слоги.
В чем польза гимнастики?
- органы речи (губы, язык, нёбо) становятся сильными, упругими и подвижными;
- задействуются мышцы – жевательные, глотательные, мимические;
- отрабатываются правильные движения языка, губ, которые необходимы для произнесения звуков.
Упражнения
В качестве профилактики можно делать следующие упражнения:
- Улыбка – улыбнуться так, чтобы не было видно зубов, задержать улыбку;
- Хоботок – губы складываем в трубочку и вытягиваем вперёд;
- Заборчик – губки улыбаются, зубки сомкнуты и видны;
- Кролик – сомкнуть зубки, приподнять верхнюю губу, чтобы увидеть верхние зубки;
- Настроение – на счёт «раз-два-три» улыбнуться, на счёт «три-два-раз» - нахмуриться;
- Блинчик – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу;
- Рыбка – хлопать губками друг о друга, издавая глухой звук (так разговаривают рыбки);
- Шарик – надуть щёки, удержать воздух (шарик надулся), дотронуться до щёк пальчиками, медленно выпустить воздух (шарик сдулся);
- Хомячок – поочерёдно надувать сначала одну щёку, потом другую, затем втянуть обе щеки;
- Качели – открыть рот, язык поднимать вверх и опускать;
- Змейка – вытаскивать язык, как можно дальше, и делать его при этом, как можно уже, затем убирать назад. Повторяется не менее 7 раз;
- Чистим зубки – языком проводим по верхним зубкам, затем по нижним. Выполняем не менее 2 раз;
- Лошадка – цокать языком, как лошадка;
- Упражнение с карандашом – губами захватить карандаш, нарисовать на бумаге круг;
- Упражнение с салфеткой – ребёнок захватывает губами салфетку, держит, а взрослый пытается её выдернуть.
Важные советы:
Не обязательно быть профессионалом, любой родитель в состоянии справиться с проведением артикуляционных упражнений. Для этого:
- Выполняйте упражнения каждый день 2-3 раза по 5-10 минут;
- Малыш должен быть готов к гимнастике, не болеть, не капризничать;
- Делайте это в игровой форме;
- Делайте гимнастику перед зеркалом;
- Во время выполнения упражнений малыш должен сидеть, тело расслаблено, руки и ноги не напряжены;
- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком;
- Сначала очень медленно, затем быстрее;
- Начните с одного-двух упражнений, от простого к сложным;
- Не предлагайте малышу за раз более 3 упражнений;
- Каждую позицию удерживайте в течение 5-10 секунд;
- Следите, чтобы у него получалось. Если не получается, пробуйте ещё;
- Хвалите ребёнка за успехи и не ругайте за неудачи.
Артикуляционная гимнастика может показаться чем-то несерьёзным, но это не так. Занимайтесь с ребёнком ежедневно, и уже через несколько недель вы увидите, что упражнения дают результаты!
Оцените материал: