Как малыш запоминает
В разные периоды жизни у детей преобладают разные типы памяти.
В возрасте 1-3 лет главенствует непроизвольная память, основанная на телесных ощущениях. Малыши легко запоминают простейшие действия, движения и жесты, особенно если повторяют их ежедневно.
С 3 до 7 лет начинает преобладать другой тип памяти: детская психика достигает такого уровня развития, когда становится возможно механическое запоминание слов и словосочетаний, стишков, потешек и песен. Малыш запоминает текст, повторяя его до того момента, пока не сможет воспроизвести его. Новый тип памяти развивается постепенно с каждым годом, давая возможность ребёнку запоминать всё больший объём информации. С началом посещения детского сада или развивающих занятий в детских центрах появляется необходимость запоминать тот или иной тип учебного материала. На этом этапе малыш обычно охотно запоминает информацию, впитывая её, как губка. Но осмысленно ставить себе задачу ребёнок ещё не может, поэтому ему необходима помощь родителей. Они должны контролировать процесс, помогая малышу фразами «Давай прочтём снова», «Давай ещё раз повторим сначала».
После 7 лет у детей начинает формироваться логическая память, которая позволяет запоминать большие объёмы текста, связывая их ассоциациями, логическими закономерностями и визуальными ключами. Окончательно способствует формированию этого типа памяти обучение в школе.
Учёные выяснили, что почти 75% детских впечатлений, которые остаются в памяти взрослых людей, относятся к возрасту 3-5 лет. Видимо, именно в это время память начинает функционировать наиболее эффективно, запоминая окружающий мир и события нашей жизни.
Развитие памяти ребёнка
Развивать память малыша лучше всего с первых лет жизни, чтобы помочь ему в дальнейшем адаптироваться к детскому саду и школе. Чтобы помочь развить память детям от трёх до семи лет, родителям необходимо заниматься с ними специальными упражнениями. Чтобы запоминание шло легче и быстрее, нужно запомнить несколько принципов. Проще всего запоминается то, что:
интересует и увлекает ребёнка; относиться к его ежедневной активности; преподносится в форме игры; часто повторяется (можно повторять нужный текст в транспорте, между обычными делами, перед сном и т.д.).
Экспертное мнение
Ирина Старцева, детский психолог: У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребёнок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Этому способствуют яркие образы, эмоции, впечатления. Поэтому злиться на своё чадо, которое почему-то не запоминает то, что вы вдалбливаете, глупо. Важна игра. Через неё с самого начала жизни маленький человек постигает все навыки, в том числе и тренирует память. Произвольная память появляется ближе к 4-м годам и связана с более активным развитием речи и разных видов осознанной деятельности. Но непроизвольное запоминание будет превалирующим до самого конца дошкольного возраста. Формирование произвольной памяти опосредует появление мотивации, то есть направленного желания что-либо запомнить. А к концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребёнка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Это и есть критерий определения нормального развития памяти. Но для определения этого обязательно нужна качественная диагностики детского психолога. Явным нарушением памяти в первую очередь может быть эмоциональное состояние ребёнка, тяжёлые переживания, стрессовая ситуация и прочее. Не стоит самим ставить преждевременные диагнозы.
Даже простые ежедневные действия помогают ребёнку развивать память: чаще общайтесь с малышом, спрашивайте, как прошёл день в детском саду или с няней, что было на обед, в какие игры он играл, чем бы он хотел заняться завтра. Старайтесь задавать как можно больше наводящих и уточняющих вопросов, помогая крохе эффективнее пользоваться возможностями своей памяти. Занятия с ребёнком по развитию памяти лучше всего строить по типу игры: это поможет малышу легче тренировать память и лучше запоминать события.
Упражнения для тренировки памяти
Упражнение | Как выполнять |
«Маршрут» | Дайте ребёнку задание запомнить какой-либо яркий признак, пока вы идёте по дороге в сад (собака белого цвета, платье жёлтого цвета, количество перекрёстков на пути и т.д.), а потом попробуйте оценить – справился ли малыш с заданием. Но ни в коем случае не ругайте и не стыдите кроху, если он справился с заданием не так хорошо, как хотелось бы: вы отобьёте у него желание тренировать и развивать память. |
«Магазин» | Перед тем как идти в магазин, перескажите малышу короткий список того, что вы планируете купить, например, для него (шоколадка, йогурт, игрушка). А в магазине пусть ребёнок попробует вспомнить, что именно и в какой последовательности необходимо купить. |
«Карточки» | Изготовьте карточки с простыми картинками (яблоко, человек, животное, мяч и т.д.). Выложите их в определённой последовательности и попробуйте сочинить вместе с малышом историю с изображёнными предметами. Потом соберите картинки, и пусть ребёнок попробует собрать их заново в прежней последовательности. История поможет ему в этом и даст навык выстраивания ассоциативных рядов. В такую игру не стоит играть с совсем маленькими детьми. Начинать лучше с небольшого числа картинок (3-5). |
«Волшебные пары» | Придумайте с малышом несколько ассоциативных пар (нога-рука, ручка-бумага, кошка-собака и т.д.). Потом назовите только первую часть пары: пусть ребёнок вспомнит вторую. Используйте интонацию, чтобы помочь малышу лучше запомнить волшебные пары. |
Если даже при приложении максимальных усилий, запоминание материала даётся ребёнку с большим трудом, то имеет смысл показать малыша детскому невропатологу. Возможно, крохе мешает полноценно пользоваться возможностями своей памяти какая-либо органическая или функциональная особенность развития нервной системы, скорректировать которую может врач.