0-3 месяца. Интерес и саморегуляция
В этом возрасте у ребёнка появляется интерес к звукам, прикосновениям. Он выделяет лицо взрослого при общении с ним, смотрит в глаза, поворачивает голову на звук, реагирует на прикосновения. Для того, чтобы эти навыки развивались в полной мере, родителям стоит как можно больше общаться с малышом, петь ему песенки, ласково разговаривать с ним, глядя в глаза и пытаясь поймать его взгляд. Использовать стишки-потешки, где включаются движения ножками, ручками, прикосновения к лицу и животику.
2-5 месяцев. Интерес к другому и установление отношений
В этот период малыш умеет улыбаться и реагирует таким образом на общение с ним значимого для него взрослого. Он узнаёт знакомых и настороженно смотрит на новых для него людей. Заглядывает в глаза, прижимается к маме, когда хочет понежиться. Пытается принимать активное участие в потешках, которые мама часто использует. Он узнаёт знакомые слова и ожидает прикосновения, если по сценарию оно должно быть («Коза рогатая», «Мишка косолапый» и т.д.).
Для развития этих умений стоит поощрять малыша на общение, называть его по имени, проговаривать свои действия: «Мама штанишки надевает Сашеньке, сейчас ножки в носочки оденем и пойдем гулять. Да, Сашенька?». Чаще обращайтесь к ребёнку, спрашивайте у него что-то, рассказывайте, объясняйте, пусть он пока не отвечает вам, но это способствует более быстрому установлению навыка общения.
4-10 месяцев. Целенаправленное эмоциональное взаимодействие
Малыш учится реагировать на поведение взрослых. Если ему не нравится лекарство, он будет крутить головой, отпихивать руками, протестующее кричать. Также он учится выражать свои потребности звуками и жестами. Если хочет в туалет, при условии, что мама и раньше не пускала процесс на самотёк, заглядывает маме в глаза, кряхтит. Если голоден, прижимается к материнской груди, тянет футболку, призывно кричит, показывая мимикой и жестами, что ему нужно. Причём, этот процесс предполагает обязательное участие взрослого. Родителям стоит всячески приветствовать эти проявления и активно участвовать в этом общении.
10-18 месяцев. Длинные цепочки обоюдных эмоциональных сигналов
Малыш учится более сложному взаимодействию, он сам проявляет инициативу, просит игрушку, а когда получает её, радуется и улыбается. Может тянуть за руку взрослого, чтобы попросить что-то вкусное. Может принести маме обувь, приглашая её пойти гулять. Этому способствует проговаривание родителями всех действий, объяснение малышу, что он делает в каждый момент времени.
18-30 месяцев. Осмысленное употребление слов и фраз
Ключевым понятием здесь является именно осмысленность. То есть, ребёнок не просто механически повторяет слово «киска», а называет так именно кошку, когда видит её на улице или картинке. Показывает на собачку, когда мама спрашивает: «Где собачка?».
30-42 месяца. Выстраивание связей между понятиями
«Дай печеньку, потому что я хочу есть», «Пойдём гулять, потому что я хочу играть в песочнице». В разговоре малыша должна прослеживаться логика, не просто набор случайных фраз или слов. В этот период разговаривать с малышом нужно как можно больше, обязательно отвечать на вопросы, если они есть, объясняя всё, что вы знаете сами. Кроме того, не стоит ограничивать ребёнка в различных глупых на ваш взгляд развлечениях. Ковыряние в земле, собирание листочков или даже мусора – все эти действия направлены на установление малышом причинно-следственных связей и ваша задача - помочь ему в этом.