Мария Монтессори и её методика развития ребёнка
«Дети – другие» - именно так называется одна из значимых работ Марии Монтессори. И так она себе представляла маленького человека - это личность, отличная от взрослых. Ребёнок, по Монтессори, впитывает целиком и полностью всё, что происходит вокруг него. Ритм жизни малыша медленнее, он живет настоящим, а мы вечно куда-то спешим и постоянно строим планы. Ребёнок, у которого пока нет своей памяти, старается сам её воссоздать. Мы можем узнать мир, читая книги, наблюдая, общаясь с другими людьми. А малыши должны сами прочувствовать и прожить конкретный момент. Мы радуемся результату, а ребёнку важно, что он сам, без посторонней помощи что-то сделал.
Мария Монтессори - первая женщина-врач в истории Италии, одна из первых женщин-докторов наук. Её портрет напечатан на итальянских лирах, её имя было включено в список четырёх педагогов, определивших развитие этой науки в XX веке.
Монтессори, наблюдая за детьми, пришла к убеждению, что обучение должно быть спонтанным и опосредованным. Малыш не должен замечать, что он учится - тогда будут прекрасные результаты. К примеру, он строит из кубиков башню, претворяет в жизнь собственную цель. Но задание построить башню придумал взрослый, у которого тоже была цель - чтобы ребёнок смог незаметно для себя развивать ловкость рук, зрение, учился концентрировать внимание и координировал движение.
Методика Монтессори для детей
Методика Марии Монтессори построена на основном принципе «Помоги мне сделать это самому!». И если родители выбрали ее, как основополагающую, им необходимо создать крохе оптимальные условия для становления и развития малыша.
Методика Монтессори для детей предполагает, что:
- ребенок имеет полную свободу выбора и действий – во что, с кем и как играть;
- дети постарше становятся «учителями» младших;
- для игр в комнате существуют специальные зоны, которые оборудованы пособиями;
- малыша нужно заинтересовать игрой, а развиваться он будет сам.
Однако есть особенности системы Монтессори, которые считаются ее «слабыми» сторонами. Например, она базируется на развитии интеллекта и практических навыков, но не уделяет внимания спорту, музыке и танцам.
Основные принципы методики Монтессори
Монтессори считала, что главным в её методике было стремление педагога подтолкнуть малыша к самообучению. Для этого и были разработаны основные принципы методики Монтессори:
- индивидуальная программа обучения;
- максимальная свобода ребёнка;
- минимальное вмешательство в деятельность ребёнка;
- пространство вокруг крохи нужно организовать так, чтобы, попадая внутрь, малыш начинал обучаться самостоятельно.
Следуя методике Монтессори, необходимо сосредоточиться на каждом конкретном ребёнке: на его способностях, возможностях и потребностях. Малыши могут сами управлять ритмом занятий, выбирать тему и закреплять пройденное. Монтессори позаботилась о том, чтобы крохе давались такие задания, которые понадобятся ему в практической жизни - самостоятельно одеться, помыть руки, накрыть на стол.
Каким должен быть педагог Монтессори
Многое зависит от личности педагога, работающего по методике Монтессори - он должен создавать максимально хорошие условия для эффективных занятий и обеспечивать большую степень свободы ребёнку. Необходимо постоянно поддерживать интерес малыша к миру и к активным занятиям. Пусть кроха сам решает, чем ему заняться в данный момент. Воспитатель не вмешивается, но помочь малышу он может - в случае, когда дитя не знает, что ему делать с выбранным материалом для занятий.
Когда начинать заниматься по методике Монтессори? Возраст ребёнка не имеет особого значения. Педагоги говорят так: методикой никогда не рано заниматься. Даже если ребёнку год, ему будет интересно в Монтессори-классе.
Монтессори-класс
Это самая обычная комната, в которой очень много самых разных дидактических материалов. Чтобы малышу было просто в ней ориентироваться, всё пространство поделено на тематические зоны. Как правило, их пять:
- зона практической жизни (ребёнок учится убираться, гладить, завязывать шнурки, застёгивать одежду);
- зона сенсорного развития (малыш учится понимать, что каждый предмет отличается от других цветом, размером, формой);
- математическая зона (изучают, что такое количество);
- языковая зона (кроха учит алфавит, а затем - читать и писать);
- космическая зона (знакомство с окружающим миром).