В первые три года ребёнок проходит огромный путь в своём развитии, и это во многом определяет его последующую жизнь. Первые шаги, первые слова и фразы, первые взаимодействия с миром – это не только повод для умиления родственников и гордости родителей, это моменты, за которыми нужно внимательно наблюдать, чтобы не упустить время для корректировки.
По наблюдениям специалистов, девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, даже первое внятное «агу» они произносят раньше. В 3-4 года эта разница сглаживается.
«Словарь» младенца
По градации, принятой педиатрами, младенец – это ребёнок до года. Часть родителей до сих пор считает, что в этот период имеет значение только физическая сторона воспитания: питание, гигиена, прогулки. Но практика показывает, что общаться с малышом нужно с самого его рождения. Сначала ребёнок только слушает обращённые к нему слова, но очень скоро (примерно в 3-4 месяца) начинает различать интонации и пытаться на них реагировать. В среднем в 6-7 месяцев кроха активно повторяет звуки окружающего мира.
Взрослому лепет младенца может казаться бессмысленным и бессистемным. Но это не так. Ребёнок в силу своих способностей и развития артикуляционного аппарата пытается повторить то, что слышит. Чтобы представить, как это происходит, сравните, как звучит одна и та же фраза, произнесённая носителем языка и тем, кто только начал его учить. Во втором случае фраза будет исковеркана до неузнаваемости. Так и с речью малыша.
С ребёнком до 6-7 месяцев старайтесь общаться, используя простые на слух слова. Обращаться к малышу нужно так, чтобы он видел губы взрослого. После полугода активно повторяйте за малышом сочетания звуков, которые он освоил.
Не коверкайте слова в псевдодетском стиле. Хорошо, когда ребёнок с рождения слышит правильную речь.
Оцениваем речь ребёнка от года
Незадолго до первого дня рождения ребёнок произносит первые слова. Конечно, «ма-ма», «ба-ба» и подобные сочетания могут проскальзывать в речи и раньше, но после года становятся всё более различимыми и понятными для взрослого.
Если речь сильно (на 4-6 месяцев) отстаёт от возрастных норм, начинайте усиленно заниматься. До 3-4 лет, если нет ярко выраженных недостатков речи, всё можно скорректировать домашними занятиями.
Нормы:
- Около года: односложные предложения, состоящие не из полноценных слов, а скорее из звукоподражаний: «Киса мяу», «Мячик бах» и т.д.
- Полтора года: запас слов около 40-50. Может легко повторить часто слышимые слова.
- Два года: начинаются вопросы: что, как, почему?
- Три года: словарный запас в среднем увеличивается до 800-1000 слов. В речи появляются прилагательные, предлоги и другие части речи.
- Четыре года: ребёнок может склонять слова, пользоваться падежами и почти всеми грамматическими формами слов. Словарный запас – до 2 000 слов.
- Пять лет: осваивает пересказ, исчезают неверное использование грамматических форм и неточности произношения.
Примерно к 6 годам речь ребёнка, по своей структуре, использованию обиходной лексики должна быть максимально приближена к речи взрослого.
Проверьте речь дошкольника:
- богат ли словарный запас (знает ли названия животных, посуды, мебели, насекомых, транспорта, овощей, фруктов);
- умеет ли обобщать (например, банан, апельсин, яблоко – это фрукты; стулья, стол, шкаф – мебель);
- может ли найти определение к существительному (например, яблоко – красное и сочное);
- правильно ли согласовывает слова в предложении;
- не путает ли звуки и слоги в словах;
- чётко ли произносит все звуки;
- умеет ли пересказывать: сюжет мультфильма, прочитанную сказку.
Если какой-то навык развит плохо, позанимайтесь дополнительно.