Пальчиковые игры для детей 1-2 лет
Наше самое дорогое сокровище – дети. Однако они могут не только доставлять нам радость и восторг, но и расстраивать, когда начинают вредничать, капризничать. Родители не всегда понимают, что возможная причина такого поведения малыша – банальная скука, желание привлечь к себе внимание.
В качестве развлечения можно предложить пальчиковые игры. Но развлечение – это только то, что лежит на поверхности. Глубинное же предназначение таких упражнений для пальцев рук – помочь ребёнку в физическом и психологическом развитии.
В разном возрасте перед играми ставятся различные задачи. По достижении годовалого возраста на смену пальчиковой гимнастике (массажирование фаланг пальцев), которую обычно начинают проводить с полугодовалыми младенцами, приходят игры с непосредственным участием самого малыша.
Пальчиковые игры, в которые играют с ребёнком 1 года, отличаются по сложности и насыщенности от тех, которые используют с 2-летним малышом. Если годовалый карапуз может только повторять движения за мамой, то 2-летний уже и проговаривает рифмовку. При повторении движений получает развитие мелкая моторика, а проговаривание способствует развитию речевой деятельности.
Мы не всегда задумываемся о том, какое значение имеют пальчиковые игры для развития речи крохи, других аспектов. Педиатры и логопеды, неврологи и психологи давно нашли непосредственную связь между пальчиковыми упражнениями и уровнем развития малыша в таких областях, как:
- психика ребёнка;
- деятельность его головного мозга;
- речь малыша;
- способность в дальнейшем работать руками (лепить, рисовать, писать).
Доказано, что дети, с которыми не занимались пальчиковыми играми в самом нежном возрасте, говорить начинают позже, чем их сверстники. Более того, это является одной из причин замкнутости малыша, а в дальнейшем – плохой адаптации в коллективе.
Именно пальчиковая гимнастика является первым опытом познания малышом своего тела, таких его частей, как локти и плечи, пальцы и ладошки. Пальчиковые игры, предназначенные для детей 1-2 лет, позволяют им:
- приобрести навыки управления руками в целом и каждым пальчиком отдельно;
- учиться координировать движения;
- улучшать развитие мелкой моторики пальцев рук;
- обогатить словарный запас;
- получать опыт концентрации внимания.
Каких-то установленных правил проведения пальчиковых игр не существует. Главное, чтобы ребёнку было интересно и весело. Придумайте что-нибудь яркое, привлеките внимание детской бодрой музыкой. Годовалому малышу можно предложить:
- игру в перекатывание маленьких шариков между пальцами;
- сложить небольшую пирамиду;
- собрать разбросанные мелкие предметы в коробочку или тарелочку.
Если ребёнку уже полтора года – пора переходить к цветным мелкам, карандашам или фломастерам. Можно также предложить ему сложить пазл с небольшим количеством крупных составляющих, разложить предметы по цвету или размеру. Интерес у малыша может вызвать самостоятельное надевание рукавичек, развязывание и попытка завязывания пояса или шнурков, застёгивания пуговиц.