Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Термином «мелкая моторика» обозначают умение человека делать точные мелкие движения пальцами и кистями рук. Выполнение таких движений возможно только тогда, когда действия костной, мышечной и нервной системы скоординированы. В таком случае говорят, что у человека ловкие руки.
Эти действия могут являться простыми жестами у младенца (захват игрушки) или движениями более высокого порядка у детей старшего возраста (рисование, письмо). Важнейшей особенностью моторики является её связь со многими элементами человеческого организма. В частности, с:
- ЦНС;
- зрением;
- памятью;
- вниманием;
- восприятием.
Не менее важным является влияние уровня развития мелкой моторики на речь малыша. Это объясняется тем, что в головном мозге моторный и речевой центры располагаются очень близко друг к другу. Стимуляция первого путём развития моторных навыков активизирует работу второго центра. Речь развивается быстрее.
Уникальным методом развития мелкой моторики являются пальчиковые упражнения и игры. Он основан на подражании, сопровождающемся стихами и рифмованными считалочками. Неизменный порядок слов, рифма и ритм стихов притягивают и успокаивают ребёнка. Они легко запоминаются. Разучивание игр проводится в несколько этапов. Вот приблизительная схема разучивания пальчиковых игр для детей 2-3 лет:
- сначала сама мама выполняет необходимые действия;
- потом эти же действия повторяет ребёнок с помощью взрослого;
- движения выполняются синхронно малышом и взрослым, который ещё и проговаривает стишок;
- мама говорит текст, а ребёнок выполняет необходимые движения;
- малыш сам выполняет действия, сопровождая их чтением стишка; мама только подсказывает и подправляет.
Разучивание теста синхронно с пальчиковой гимнастикой является стимулом развития не только речи, но и внимания, мышления, воображения. Мимика, повышение или понижение голоса и другие дополнительные приёмы учат малыша эмоциональной выразительности, вырабатывают быстроту реакции.
Прежде чем перейти к разучиванию игры, очень полезно предварительно провести пальчиковую гимнастику. Комплекс упражнений можно придумать самим, а можно найти на одном из многочисленных детских сайтов. Особенно важна она для детей 2 лет с недостаточно развитыми речевыми навыками, поскольку разучивание пальчиковых игр для них представляет определённую трудность.
Игры с пальчиками, выполнение пальчиковых упражнений желательно проводить маме. Ведь они являются не просто механическим средством развития моторики, но и доставляют радость ребёнку от общения с самым близким человеком. Полученные в процессе совместной деятельности впечатления положительно влияют на интеллектуальное и эмоциональное развитие малыша.