Сказки - это своего рода Интернет для ребёнка. Действия и события, которые разворачиваются в волшебных историях, показывают малышу, каким разным — нередко сложным и непредсказуемым, может быть окружающий мир. Слушая рассказы о приключениях главных героев, кроха учится находить выход из самых разных ситуаций, и понимает, что в мире всегда есть место искренним чувствам: любви, дружбе и поддержке. Кстати, донести эту «сказочную мудрость» до маленького человечка не так сложно, как может показаться: чтобы стать сказочником, достаточно соблюдать несколько простых правил.
Правило №1: Определите главный «посыл»
Сказка — это, конечно, не экзамен или тест, но подготовиться к ней нужно заранее. Прежде всего вам нужно решить, о чём будет ваша история и что именно вы хотите объяснить с её помощью своему крохе. Возможно, через главного героя вы хотите решить одну из проблем своего малыша или рассказать ему о важности каких-то моральных ценностей. Только не пытайтесь с помощью страшных сказок «закалить» ребёнка — нередко это приводит как раз к противоположному результату. И ещё: если вас что-то смущает в сюжете или героях — лучше эти сказки вообще не читать, а выбрать что-то более близкое вам.
Правило №2: Составьте план рассказа
Вы должны чётко понимать, как развивается сюжет вашей сказки. Для этого в голове или на листе бумаги составьте краткий план волшебной истории. Совсем не обязательно им пользоваться во время рассказа: одно то, что вы записали сказку, позволит не сбиться и держать в голове сюжетную линию. Не старайтесь придумать длинную историю — лучше несколько раз повторить сказку, чем запутать малыша бесконечным повествованием. То есть, если вы уже закончили свой рассказ, а кроха ещё не спит — просто начинайте историю сначала (можно где-то добавить больше описаний и красочных деталей). Если вы не придумываете собственную сказку, обязательно выберите главного героя. Им может быть любимая игрушка, животное, ваш малыш или другой ребёнок.
Правило №3: Расставляйте акценты «по возрасту»
В сказках важно не только содержание, но и манера передачи - как вы рассказываете историю. К примеру, для детей в возрасте 1,5—3 года особенно важно именно содержание сказки, поэтому родителям нужно стараться донести сюжет максимально подробно и точно. Тут поможет небольшая драматизация: рассказывая, «показывайте» события сказки активными жестами, мимикой и интонацией.
Для малышей от 3 до 5 лет, которые находятся в возрасте «почемучек», первостепенное значение имеют причинно-следственные связи: почему Волк сделал вот так, а Красная Шапочка — иначе. Здесь без дополнительных пояснений и вопросов не обойтись! А детей в возрасте 5-7 лет, когда они активно отстаивают свою независимость, важно научить наблюдать за собой и другими, осознавать свои поступки и делать выводы «на будущее». Так что одна и та же сказка в разное время может быть рассказана по-новому.
Правило №4: Вовлекайте ребёнка в рассказ
Задавайте малышу вопросы, делая его со-рассказчиком истории. Не бойтесь прервать или изменить сюжет сказки - вполне может быть, что кроха предложит собственный вариант развития сюжета. Отлично! Это лишь поможет вам понять, как малыш реагирует на те или иные события, когда ему становится скучно или, наоборот, что нравится больше всего. Всё это — подсказки для следующей сказки!
Правило №5: Обсуждайте сказки
Чтобы не ломать голову при выборе новой сказки для своего чада, просто спросите, какую историю он хотел бы услышать в следующий раз. Ищите вдохновение и новые идеи в ответах малыша. Обсудите с ним сказки: что понравилось или нет, что он понял, узнал нового, а чему был крайне удивлён. С детьми постарше можно и вовсе пофантазировать, придумав продолжение сказочной истории: «Что было бы, если…». Можно даже предложить ребёнку рассказать услышанную историю от лица каждого персонажа или вовсе — придумать нового. Экспериментируйте, и тогда ни малышу, ни вам скучать не придётся!