Внимание на движение
К 1 году кроха либо уже ходит, либо вот-вот начнёт это делать. Главное тут - не мешать, а просто помогать. Чуть придерживать, оберегая от опасных падений. Но в целом ребёнок должен проявлять самостоятельность в движениях, ведь ему хочется самому выбирать направления и делать многие вещи. Так что не мешайте ему в этом.
Если малыш в год ещё не ходит (но при этом сам садится и активно ползает), не беспокойтесь о его развитии - с ним всё в порядке. Совсем скоро ваше чадо не просто пойдёт, а побежит. Если же ребёнок плохо ползает, когда ему исполнился год, обратитесь к педиатру и неврологу.
Что делать для развития подвижности:
- Дайте ему больше свободы движений: пусть карапуз бегает, прыгает, ползает;
- Подключите фитбол — занятия на мяче хорошо укрепляют мышцы;
- Не забывайте про плавание.
- Даже если вы не последовали заветам тренеров и не стали учить малыша плавать и нырять до трёх месяцев, просто помните, что: а) плавание полезно в любом возрасте; б) учиться плавать также можно в любой период, независимо от возраста.
Не переживайте, когда 1-2-летний ребёнок падает. Переломы и сотрясения ему не страшны - природа об этом позаботилась. Не кидайтесь каждый раз поднимать своего малыша. Пусть кроха встаёт сам, так он и натренирует мышцы.
Развитие моторики
До 1,5 лет ребёнок в основном ест со взрослой помощью, а вот после - уже умеет держать столовые приборы сам. Этот, казалось бы, бытовой навык имеет большое значение для общего развития малыша, так как мелкая моторика напрямую связана с речью, логикой, памятью. Ребёнок также учиться одеваться самостоятельно, и к двум годам он должен освоить этот навык.
В общем, чем больше разных предметов ваше чадо вертит в руках, тем лучше для него. Поощряйте интерес крохи к этому, и тогда в школе у вашего ребёнка не будет проблем с успеваемостью.
Что делать для развития моторики:
- Добавляйте в «программу» детских развлечений как можно больше занятий с относительно мелкими (чтобы нельзя было проглотить) деталями: пусть малыш шнурует туфли, складывает и раскладывает разные вещи, перебирает и строит пирамидки и так далее;
- Рисование и лепка – после 1,5 лет это отличный способ развития мелкой моторики;
- Делайте массаж пальчиков и ладоней – поглаживания, разминания;
- Конструкторы, которые нужно собирать, и пазлы – лучшие игрушки для развития моторики и мышления малыша.
Словарный запас
В период от года до двух ребёнок начинает произносить сначала отдельные слова, а потом уже целые предложения.
Не беспокойтесь сами и не давите на малыша, если он «не хочет» говорить. В случае, когда кроха реагирует на звуки и голоса (то есть у него отсутствуют проблемы со слухом), нет ничего страшного в том, что пока ребёнок ограничивается восклицаниями или слогами.
Что делать для развития речи:
- Читайте вместе с ребёнком;
- Произносите названия предметов, которые его окружают;
- Побуждайте малыша повторять за вами слова и фразы.
Выход в свет
Ребёнок от года до двух проявляет большой интерес к окружающему миру не только на предмет тактильного изучения той или иной вещи, но и к разным людям. Ему хочется знакомиться как со взрослыми, так и с детьми. Не одёргивайте малыша, если он лезет к своему «другу по песочнице», чтобы поиграть с ним. Учите ребёнка выполнять ваши просьбы и требования: принести, унести, помахать на прощание рукой и другие.
Годовалый малыш всё прекрасно понимает: что говорят ему, что говорят при нём. Не считайте его несмышлёнышем из-за того, что пока он не может отреагировать на вас привычными для взрослых способами.
Что делать для развития навыков коммуникации:
- Давайте ребёнку свободу общения;
- Учите его делиться своими игрушками и вещами;
- Научите малыша, в первую очередь, своим примером, проявлять и сдерживать эмоции.
Родителям стоит беспокоиться, если ребёнок в возрасте от года до двух лет:
- Не проявляет интереса к игрушкам и играм;
- Не реагирует на отсутствие мамы;
- Не выполняет простых просьб;
- Не начал ходить в 1,5 года.