Вроде всё сделал, как мама сказала
Всё повторил, как она показала
Только мне в рот не попало ни крошки -
Бульон на полу, макароны в ладошках!
Ну, как же поесть мне при помощи ложки?
Всему своё время
Примерно к 12-ти месяцам ребёнок уже способен справляться с ложкой самостоятельно. У одних малышей этот момент наступает гораздо раньше, у других - к 3-4 годам. Однако всё это индивидуально и имеет ряд причин. К последним относится физическое и психическое развитие ребёнка и, как ни странно, настрой родителей, которым часто не хватает терпения в процессе обучения, так что удобнее становится кормить своё чадо с ложки чуть ли не до школы. Если вы видите, что ребёнок явно не готов пользоваться прибором, не форсируйте события. Сначала малыш будет брать еду руками. Но даже на этом этапе ложка всегда должна лежать рядом с его тарелочкой: рано или поздно ребёнок её заметит. Затем последует этап освоения – малыш будет мешать и ковырять прибором еду, стучать по тарелке и столику, его будут смешить и увлекать разлетающиеся по кухне брызги. Не стоит ругать непоседу за такое поведение – это тоже определённый способ изучения окружающего мира. Просто наденьте на ребёнка специальный защитный фартучек с рукавами. Испробовав все варианты «столовых игр», малыш примется использовать ложку по назначению.
Прививаем интерес
Дети во всём копируют своих родителей. Поэтому лучшим наглядным пособием для малыша станет пример мамы и папы. Хорошо, если в семье есть некий ритуал приёма пищи, когда все домашние собираются за одним столом, и ребёнок с пелёнок приучается к правильному спокойному приёму пищи в определённое время. Но даже если такой традиции нет, старайтесь есть вместе с малышом, чтобы он сам видел, как это делают взрослые и пытался повторить. Даже пока ребёнок объективно мал для своей ложки – просто заинтересуйте его этим предметом, расскажите что это, и для чего нужно.
Правильная посуда и столовые приборы
Часто проблемы с самостоятельным питанием возникают из-за неверно подобранной тарелки или приборов. Используйте наборы, созданные из специальных безопасных материалов с учётом анатомических особенностей детей. Даже если вы купили для малыша детскую ложечку с мисочкой, они могут просто ему не понравиться: не тот цвет или рисунок, прибор неудобно держать, слишком большое или маленькое черпало, толстая или тонкая рукоятка. А если ребёнок поцарапался ложкой или вилкой, то при следующем приёме пищи, он может отказаться от еды. В этом случае лучше поменять приборы.
Размер имеет значение
Измельчите пищу до нужного размера и консистенции, чтобы малышу было удобно брать её прибором. Как правило, обучение начинают с каши, пюре или творожков. Даже если у вашего чада уже достаточно зубов, он хорошо кусает и жуёт пищу, мелкая моторика может быть ещё плохо развита. Поэтому наколоть крупный ломтик вилочкой или зачерпнуть суп ложкой, а потом ещё и донести до рта, не уронив и не расплескав, будет очень трудно. Такие безуспешные попытки «одолеть» лакомый кусочек лишь спровоцируют обратный эффект: ребёнок сделает так, как ему удобно – возьмёт еду руками.
Ребёнок должен хотеть есть
Посадите ребёнка на стульчик чуть раньше обычного времени приёма пищи, когда малыш уже чувствует голод, но ещё не требует еды и не капризничает. Именно в этот момент обучение будет более эффективным. Даже если пришло время обеда, а малыш отказывается держать ложку и есть, не пытайтесь накормить его силой. Насильственные методы ещё никогда не оказывались действенными. Наберитесь терпения: если вчера и сегодня у вас ничего не вышло, отложите ненадолго эту затею и попробуйте снова через несколько дней.
Убираем всё лишнее
«Когда я ем – я глух и нем», а ещё я не смотрю телевизор, не читаю книгу, не играю на планшете и не отвлекаюсь ни на что, кроме еды. Возьмите это за правило! Приучили ребёнка есть с мультиками – не ждите, что он быстро возьмёт ложку. Приём пищи должен проходить спокойно и размеренно, что во многом способствует и лучшему пищеварению. Большинство взрослых едят «на автомате» под новости и сериалы, что совсем не полезно. А для ребёнка – это познавательный процесс, требующий максимальной концентрации внимания на объекте изучения.
Не торопим, но подбадриваем
Ребёнок взял ложку и уже пытается есть? Отлично, вы на правильном пути. Чуть позже вам может показаться, что малыш уже хорошо орудует прибором, но ленится или специально тянет время. В этом случае не спешите подгонять своего гурмана, дайте ему время освоить навык. На это может уйти больше времени, чем вам кажется. Озвучивая такие недостатки, как «какой ты медленный», «ты неправильно держишь ложку», «давай быстрее», «ешь, как поросёнок» - вы можете отбить у ребёнка желание стараться и пробовать дальше. Лучше, если вы будете подбадривать малыша, отмечая его успехи — «какой хороший аппетит», «сегодня у тебя получается всё лучше и лучше», «ты уже намного быстрее съедаешь свой суп», «давай я ещё раз покажу тебе, как это сделать». И ни в коем случае не вырывайте ложку, чтобы быстрее самой докормить ребёнка, так вы можете свести на нет все свои усилия.
Играем и тренируемся
Обучение через игру – самый эффективный метод. Поиграйте в ресторан. Вам в помощь – наборы с мини-посудой. К тому же все дети любят кормить своих кукол, плюшевых питомцев, и часто угощают маму. Предложите малышу самому понарошку попробовать свои блюда. Кстати, особый интерес юные поварята проявляют к куличикам и пытаются накормить ими всех детей в песочнице. Но лучше, конечно, «дегустировать» лакомства дома. Вот увидите – в скором времени малыш будет активнее пробовать кушать самостоятельно.
Проявляем фантазию
Каша непонятного цвета – это скучно. Но та же каша с мордашкой из ягод, пуговками из варенья или айсбергом из кусочков яблока – это уже совсем другое блюдо! А какую красоту на тарелке можно сотворить из цветных овощей с картофельным пюре или макаронами. Придумать оригинальную идею подачи блюда несложно, зато ребёнок будет в восторге, и с радостью слопает всё, что вы ему приготовите.