Зачем нужны методики раннего развития
На самом деле, зачем? Если нет никаких предпосылок, то вряд ли ребёнок (даже при условии регулярных развивающих занятий) будет вундеркиндом. Скорее всего, малыш всё равно будет развиваться согласно средней возрастной норме, с поправкой на личные таланты и способности. Зачем же тогда нужны методики раннего развития и стоит ли вкладывать свои силы и время в занятия с малышом? Стоит. Но вовсе не для того, чтобы попытаться вырастить юного гения.
До 3-5 лет малыш проходит особый период в своем развитии, когда происходит становление многих психоэмоциональных функций. Эти функции будут играть важную роль в дальнейшей жизни ребёнка. Формируется познавательный интерес, привычка самостоятельно думать, внимательность, способность размышлять, действовать самостоятельно: эти функции будут помогать ребёнку в жизни даже тогда, когда он вырастет и начнёт активно учиться и работать.
В этот же период можно увидеть способности, которыми обладает ваш малыш. В этом возрасте дети с радостью пробуют что-то новенькое, не особенно переживая, если что-то получается не так хорошо. Бурными темпами идёт развитие памяти, восприятия и мышления. Ребёнок учится учиться - осознанно выделяя время для забавных, но очень важных занятий.
До 3-5 лет малыш проходит особый период в своем развитии, когда формируется становление многих психоэмоциональных функций.
Внимательная мама, воспользовавшись развивающими методиками, может помочь своему ребёнку развиваться максимально гармонично и естественно. В процессе занятий у малыша будут формироваться полезные психоэмоциональные функции, а также может произойти толчок для развития талантов и способностей, и появятся первые интересы в жизни. Кроме этого, ребёнок такой мамы не будет проявлять нежелание учиться в школе.
Мама, используя развивающие методики в процессе развития ребёнка, сама постоянно растёт, узнаёт новое и теснее общается со своим чадом.
Как наиболее продуктивно организовать этот процесс? Можно отдать малыша в развивающий центр, детский сад или посещать индивидуальные занятия по раннему развитию у специалистов, но если такой возможности нет, то любая мама сможет заниматься со своим малышом и дома.
С чего начать
Развитие головного мозга у маленьких детей тесно связано с развитием мелкой моторики его пальчиков. Наши предки, вероятно, тоже знали об этом, именно поэтому сохранились от наших бабушек и дедушек всевозможные пальчиковые игры («Ладушки», «Сорока» и т.д.).
Чем лучше развита мелкая моторика у малыша, тем активней протекают мыслительные процессы, связанные с логикой, вниманием и памятью, быстрее идет формирование речевых навыков.
В магазине можно найти развивающие игруши, направленные на развитие мелкой моторики (паззлы, шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы и специальные куклы, наборы карточек, кубиков и т.д.). Играя с этими предметами, малыш совершенствует и мелкую моторику, и память, и внимательность, учится распознавать предметы. К сожалению, развивающие игрушки недешёвы, а играть в них нужно часто и, по возможности, разнообразить игровой «рацион». Как вариант - сделайте игрушки своими руками! В каждом доме наверняка наёдутся материалы для создания развивающих игрушек, не уступающих аналогам из магазина.
Как сделать развивающие игрушки самостоятельно
- Сшейте массажную дорожку для малышей. На ненужный небольшой матрасик нашейте несколько карманов из плотной ткани. Желательно снабдите их замками-молниями, чтобы менять наполнители. Внутрь карманов можно поместить крупы (гречка, рис, фасоль, косточки вишни, каштаны, горох). Все крупы нужно предварительно прокалить в духовке. Предложите малышу поползать по такой массажной дорожке: пусть попробует описать свои тактильные ощущения.
- Карточки с картинками. В такую игру можно играть, начиная с 3 лет. На плотный картон наклейте изображения разнообразных предметов. Можно создать несколько серий по разным направлениям: природа, животные, посуда, фрукты и овощи, музыкальные инструменты, техника и т.д. Попробуйте называть с малышом предметы, придумывать забавные истории. Такая игра не только пополняет словарный запас, но и тренирует память, внимательность и сообразительность.
- Карточки для обучения счету до 5. Точно такие же карточки можно сделать для обучения основам математики, изготовив их в виде тканевых подушечек. Тему для этой серии выбирайте любую: водный мир, деревня, фрукты и овощи. На поверхность нужно наклеить или нашить предметы окружающего мира числом от одного до пяти (1 морковка, 2 картошки, 3 арбуза и т.д.). Таким несложным образом в игровой форме можно легко научить малыша считать до пяти.
- Для развития музыкальных способностей купите малышу несколько музыкальных инструментов с различными заложенными мелодиями. Ставьте музыкальные произведения разных направлений, во время музыки учите ребёнка кружиться, прихлопывать в ладоши, притоптывать в такт звучащей мелодии.
- Отлично развивают мелкую моторику разнообразные материалы для лепки: пластилин, специальная полимерная глина, солёное тесто, кинетический песок. Из этих материалов можно лепить всё, что угодно, создавая целые истории на темы, выбранные малышом.
Можно придумать множество своих вариантов игр с малышом в развивающие игры: ведь малышу важно не то, что игрушка куплена в модном магазине, а внимание и любовь мамы.