Один ребёнок в 2 года рассказывает всего «Мойдодыра» и использует сложные предложения, а другой и в 2,5 изъясняется в стиле «Саше дать ка». Но есть моменты, на которые всё-таки стоит обратить внимание. Итак, консультация специалиста нужна, когда у малыша:
- нет реакции на обращённые к нему слова;
- в первый год жизни в речи отсутствуют слоги и гласные звуки;
- речь преимущественно гортанная;
- к полутора годам нет лепета и первых простых слов;
При этом слово – не обязательно «машина» или «папа». Словом считается сочетание звуков, которое ребёнок всегда использует для названия предмета или действия. То есть разовое, случайно сказанное «папа» или «мама» - это не совсем слово, а «тяка», если оно всегда означает «на ручки» – уже слово.
- к 3 годам в речи нет даже простых фраз, вроде: «Саша пришёл, чашка горячая».
Если же всё в порядке, нужно помочь малышу улучшить речь. Для этого стоит соблюдать несколько правил.
Способ №1: Постоянно разговаривайте с ребёнком
Озвучивайте все действия: сейчас будем есть кашу, наденем носочки, мама причёсывается, вот бежит собачка. Приглашайте ребёнка к диалогу, дополняя его слова: «Будем гулять, да? - Да, сейчас Саша пойдёт гулять, гулять на улицу». Мотивируйте ребёнка старше года: не реагируйте на жесты или плач, постарайтесь, чтобы он назвал предмет или сказал, чего хочет. Чего ты хочешь? Водички? Дать водички? Пусть ответит хотя бы словом «да» или «дать».
Способ №2: Не используйте детские слова
Какими бы милыми они не казались. Ребёнок может говорить на своём языке, но вы – исключительно правильно, проговаривая сложные моменты несколько раз. «Да ка мася!» – «Дать тебе красную машинку? Сейчас дам тебе красную машинку. Возьми красную машинку, мой хороший!».
Способ №3: Читайте книги
Мамино чтение лучше мультфильмов и даже аудиокниг. Показывайте картинки, задавайте вопросы: где лягушка? Как она говорит? С детьми постарше обсуждайте героев: кто хороший. кто плохой, почему он повёл себя так или иначе. Пойте детские песни: слова, произнесённые нараспев, лучше запоминаются. Рассказывайте коротенькие стихи, потешки – так, чтобы ребёнок договаривал последнюю строчку или заканчивал слово. Имитируйте голоса животных, звуки, с которыми ездят машины или поезда.
Способ №4: Развивайте артикуляцию
Это легко сделать в игровой форме. Задувайте воображаемые свечи, сдувайте пушинки с одуванчика, изображайте, как цокает лошадка, слизывайте воображаемое варенье с губок, шутливо дразнитесь, показывая язык.
Способ №5: Развивайте мелкую моторику ребёнка
Доказано, что в детском возрасте это способствует развитию речи. Так что отлично подойдёт пальчиковая гимнастика и игры вроде сороки-вороны, лепка, рисование, конструктор, собирание пазлов, плетение и игры со шнуровкой.