Одежда
Моя дочь никогда особо не жаловала рюши, а у сына нет никакого предубеждения в ношении майки розового цвета с Микки-Маусом. Просто потому, что это ещё и весело.
Год в четыре они хором заявили, что хотят серьги – уши были проколоты у обоих, у сына – один гвоздик. Никаких проблем не было никогда. Сын периодически отращивает роскошные локоны до лопаток или просит выбрить ему ирокез. Дочка носила очень короткую стрижку, когда хотела. Периодически я им обоим делаю мелирование, когда они хотят. Их голова и одежда – это их выбор, мне кажется, я сумела привить им главное – относиться к этому не слишком серьёзно и быть самоироничными.
Я ни разу не собирала им чемоданы, например – всё, что они хотели взять с собой куда угодно, приносилось в комнату и мы вместе разбирали, что нужно, а что нет. Очень давно я не контролирую этих процессов – и я ни разу не слышала, чтобы они что-то забывали из важного.
Помощь по дому и обязанности
Они всегда распределялись поровну - я не понимаю, как можно разделять обязанности по дому на мужские и женские: оба моих ребёнка моют посуду и пол, готовят и ходят в магазин. Это правило ввелось достаточно рано - и к настоящему моменту часть домашней работы целиком на них. С младшей сестрой они тоже сидят с удовольствием - и теперь уже получают за это деньги, и я не могу сказать, чтобы она предпочитала кого-то из них больше.
Единственное отличие - если мы идём в магазин вместе, сын всегда носит сумки сам. Женские покупки дочка всегда носит только сама - чтобы не думала, что кто-то будет исполнять её прихоти, она не принцесса. В общественном транспорте сын не может сидеть, если рядом стоит хотя бы одна женщина - независимо от возраста и её желания садиться.
Увлечения
До сих пор их круг интересов примерно одинаковый - оба обожают читать, мастерить руками разное-прекрасное, возятся с собаками, занимаются дайвингом и моментально схватывают языки. Я намеренно поместила этот пункт в увлечения, а не в учёбу - потому что с рождения мы с ними изучаем языки именно в форме игры и нам это страшно нравится всем.
Учёба
Тут всё просто: оба на анскулинге, учебные процессы я выстраиваю с каждым в отдельности, но требования совершенно одинаковые, никакого разделения никогда не было. Договорились - сделал, обещал - выполни. Анскулинг в принципе исключает возможность валять дурака и списывать или тупо зубрить, потому что это довольно творческий процесс обучения.
Умение постоять за себя
Да, сын дерётся порой с окрестными мальчишками, а дочь - нет. Но они всегда росли со следующей моралью: драки лучше избежать в любом случае, хочешь влезать в неё - лезь, но будь готов получить по шее в ответ, независимо от того, мальчик ты, или девочка. Не умеешь драться - не дерись, хочешь научиться - иди и учись или учись разруливать конфликты словами. Тех, кто слабее - обижать нельзя ни в коем случае, нарывающийся на конфликт рано или поздно огребает по полной программе от того, кто явно сильнее.
Отношение к боли
Я никогда не бросалась их поднимать, если они падали – и с глубокого детства дети приучались к тому, что если он лезут куда-то, где опасно, есть вероятность свалиться вниз. На коленку дули, прикладывали подорожник все вместе, если ранка была с кровью – и отправлялись гулять дальше. К играм в заботливую медсестру не склонны ни я, ни дочь с сыном.
Отношения между собой
Я стараюсь быть объективной в их ссорах - но и у них вполне развитое чувство справедливости. И дочь, и сын при моей попытке наказать обоих возмущались: “нет, это я накосячил, вот меня и воспитывай (или наказывай), а его (её) оставь в покое” - даже если только что они орали друг на друга и дулись. Но ссорятся они очень редко и практически тут же мирятся. Если они начинают орать друг на друга - я разворачиваюсь и выхожу, с младенчества мы договорились, что я не хочу и не буду слушать их воплей. Успокаиваются и возвращаются уже со спокойными объяснениями. Женщина-истеричка - по мне настолько же мерзко, как и мужчина в истерике.
Наказания
В глубоком детстве наказания были простыми: не будешь смотреть мультики вечером, не позволю читать книжку в свободное время. Повышаешь голос или не выполняешь того, о чём мы договорились - иди отжиматься, потом делай всё равно (да, сын отжимается больше, он физически сильнее дочки). Физически я их никогда не наказывала - да и поводов они особо не давали.
Нежности и обнимашки
Тут тоже всё поровну - мы часто спали в обнимку и продолжаем это иногда делать и сейчас. Иногда мы просто валяемся вместе вповалку с книжками или разговорами о чём угодно, а по нам скачет двухлетняя младшая. Она тоже с удовольствием забирается на руки к любому из нас, вообще у меня почему-то очень тактильные дети: мы целуемся перед сном и с утра, например. Даже если только что рассорились: между нами есть договорённость, что ссориться и конфликтовать – это нормально, но поцелуи и объятия – это знак того, что мы продолжаем любить друг друга. Даже если не совсем и не всегда друг друга понимаем.
Спорт
Я их не заставляла заниматься ничем из-под палки. Они захотели попробовать кататься на коньках – и пошли на каток. Не понравилось – и как-то стало понятно, что вероятно и не пойдёт. В дайвинг оба пришли сами – и сами в нём остались. У дочки объективно получается пока лучше – она более собрана и сконцентрирована, лучше владеет телом, у сына пока чуть хуже. Сын с удовольствием гоняет по городу на велосипеде и изучает боевые искусства.
В результате, получается, что моя дочь – это тот образец подружки, с которой мне было бы интересно проводить время. Мой сын – это образец мужчины, которого мне хотелось бы видеть рядом (с поправкой на возрастные эмоциональные завихрения). В целом, видимо, я в принципе не вижу особой разницы между мужчинами и женщинами, поскольку придерживаюсь идей равноправия и равенства. Поэтому и детей воспитываю, как выяснилось, одинаково. А как у вас обстоят с этим дела