Александра, как и когда появилась Детская студия Малого театра? Чья это была задумка?
Детская студия появилась в Малом театре в феврале 2019 года. Начинали мы с двух небольших групп дошкольного возраста (от 4-х лет), и младших школьников (1 – 3 классы). Идея создания студии принадлежала нашему директору – как человек дальновидный она понимала, что нам нужно воспитывать своего будущего зрителя, знакомить детей с театральным искусством. Я сразу же подхватила эту идею. Меня очень грела мысль, что у других детей, как и у меня в своё время, будет возможность расти в театре, впитывать его традиции, узнавать и познавать этот удивительный мир. Тем более, что история театра тесно связана с историей нашей страны. И здесь важно, в какой среде ты растешь и формируешься как личность.
Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к пониманию, что хотите работать именно с детьми?
Желание работать с детьми и развивать в театре это направление ко мне пришло не сразу. Рождение детей для меня стало тем стимулом, который направил меня на этот путь. А началось всё с того, что на камерной площадке Малого театра – Мемориальной квартире Сумбатова-Южина – мы поставили детский спектакль «Приключения новогодних игрушек» по замечательной сказке Елены Ракитиной. Успех спектакля был колоссальным – сейчас мы играем его на нескольких площадках нашего театра и даже в рахманиновской зале Московской филармонии. История имела продолжение – мы открыли Детскую студию и стали развивать детские программы. Надо сказать, что это очень благодарное дело. Пусть ты не сразу видишь результат, и в это надо вкладывать много и сил, и мыслей, но в конечном итоге, оглядываясь сейчас назад, и смотря на тех ребят, которые остаются с нами, понимаешь, насколько все было не зря.
Почему вы выбрали именно преподавание? Сразу ли поняли, что именно это – ваше призвание?
Я не преподаю в Детской студии, это я оставляю профессионалам, а сама занимаюсь организационными вопросами. Преподают профильные театральные дисциплины нашим студийцам артисты Малого театра. У кого-то из них, помимо актерского, есть хореографическое образование, поэтому они преподают и пластику.
Вы также входите в руководящий состав Малого театра. Что входит в ваши обязанности помимо Детской студии?
С недавнего времени я заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам. Помимо детских программ, я работаю с приглашенными режиссерами – с теми, кто не состоит в штате нашего театра и кому необходимо помочь ориентироваться в творческом пространстве нашего театра. Театр у нас очень многогранный – мы не только спектакли выпускаем, но также активно развиваем культурно-просветительское направление – проводим мероприятия, рассчитанные на духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Я очень рада этому, потому что театр становится не только местом, куда люди приходят смотреть спектакль, но и неким центром культурного притяжения.
Вернемся к студии. Как занятия помогают в развитии ребенка? Что они ему дают (как с точки зрения театральных навыков, так и с точки зрения повседневной жизни, если это актуально)?
Это очень разнопрофильное развитие, потому что помимо очевидного развития речи, мы учим правильно говорить, формируем культуру речи, что очень важно, как мне кажется, для самореализации в дальнейшей жизни. Мы также снимаем зажимы, помогаем развить творческое, созидательное мышление, чтобы дети могли подходить к решению задач нестандартно, стараемся придать им уверенности в себе и своих силах, смелости мечтать, и фантазировать. Очень важно научить их работать в команде, а театр – это коллективная среда, очень многое зависит от того, насколько хорошо ты взаимодействуешь с остальными. И конечно, мы прививаем любовь к театру, учим в нем разбираться.
Задействованы ли выпускники или учащиеся Детской студии в текущих постановках Малого театра? Если да, то в каких?
Да, воспитанники студии играют в «Метели», «Золушке» и в других спектаклях. В частности, в последнем детском спектакли, который мы выпустили, «Подснежники для королевы», играют 11 наших студийцев. Могу отметить, что режиссёры сейчас стали больше привлекать детей в свои спектакли. Наши студийцы вошли в театральную жизнь Малого, как мне кажется, очень органично.
Недавно в Малом прошла выставка «Я слышу в театре» - о чем этот проект?
«Я слышу в театре» — это уникальная выставка. У нас существует еще один проект – группа слабослышащих детей, с которой мы занимаемся сценической речью, актерским мастерством и хореографией по специальной адаптированной программе. Эти дети, как правило, после кохлеарной имплантации (метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов – примечание Detstrana), и занятия с ними направлены именно на реабилитацию после протезирования. Ребенок может быть от рождения глухой или вследствие каких-то болезней или травм оглохнуть, и этот высокотехнологичный аппарат слышит за него. Вот уже больше года у нас работает группа для слабослышащих. Мы уже показали прекрасные результаты – 9 из 16 детей подтянулись к своей возрастной норме, 12 из 16 начали использовать полностью построенные фразы. Какое-то время назад в социальной сети я познакомились с девушкой, Натальей Перовой, которая сама слабослышащая. Наташа – фэшн-фотограф, вместе с мужем она создала проект «Я слышу, это круто!», в рамках которого они фотографируют слабослышащих детей с имплантами. Этот проект демонстрирует обществу, что дети с нарушениями слуха абсолютно такие же замечательные, талантливые и харизматичные, как их сверстники, у которых нет этих проблем. Когда Наташа узнала про нашу группу, то сразу было решено сделать фотоссесию в интерьерах театра с нашими ребятами. Получилась очень красивая выставка, очень крутая с эмоциональной точки зрения. Дети были такими счастливыми, когда увидели себя на стендах в театре в красивом фойе. В общем, это прекрасно, я очень рада, что у нас в Малом театре есть такая возможность. Кстати, сейчас этот проект уже на государственном финансировании благодаря Министерству культуры РФ, они нашу инициативу подхватили, и теперь мы являемся первопроходцами в этой истории.
Какие дальнейшие планы студии? Какие постановки с детьми стоит ожидать?
Наши планы – идти дальше, работать. В этом году к нам пришли новые дети. Для каких-то воспитанников это последний сезон, в следующем, 2023, году они будут уже поступать в театральные вузы. Мы стараемся далеко не загадывать, пока нам есть, чем заняться. В тех спектаклях, в которых у нас заняты дети, также очень часто приходится вводить кого-то нового. Планы есть, но оглашать их пока что рано.
Как дети проявляют себя на занятиях? Каким будет будущее поколение театральных актеров и актрис?
Дети проявляют себя, мне кажется, на любых занятиях одинаково – в конце концов, это же дети. Каждый ребенок – это маленькая индивидуальность, маленькая планета, маленький космос, совершенно не похожий на другие. Я рада тому, что чем старше они становятся, тем больше проникаются тем местом, где они находятся. Дети, которые пришли абсолютно зажатыми, обретают уверенность в себе. Люди сквозь века не меняются, поэтому я надеюсь, что у нас вырастет поколение артистов, которые с раннего возраста приучены к театру, к дисциплине, к работе, к коллективу. Что будет дальше – время покажет.
Большая часть наших читателей – родители. Какие бы рекомендации Вы им дали для того, чтобы привить детям любовь к театру?
В первую очередь начинать с себя. Дети всегда будут стараться, даже подсознательно, копировать своих родителей, интересоваться тем, чем интересуются они. Многие родители наших студийцев, говорят, что именно дети приучили их к театру, потому что с тех пор, как они стали заниматься в нашей студии, они постоянно спрашивают родителей: «Когда мы пойдем в театр?», «Я хочу пойти на это, я хочу пойти на это». Составляют им список постановок, и мамы и папы говорят, что они только билеты покупать и успевают, но очень благодарны – им это дает возможность провести время вместе. В общем, театр объединяет всех – разные поколения, различные национальности. Давайте не забывать об этом и вместе приходить в театре и сливаться в этой прекрасной атмосфере. Ходите, родители, в театр, приучайте к этому младшие поколения.