Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — распространенное поведенческое расстройство в дошкольном и школьном возрасте. У ребёнка с СДВГ в 80% случаев имеется сочетание нарушений внимания с гиперактивностью и импульсивностью, 15% имеют только невнимательность и 5% - гиперактивность с импульсивностью. [1] Самые часто встречающиеся проявления болезни — это неусидчивость, невнимательность, рассеянность, трудности с концентрацией, импульсивность, забывчивость. [2] СДВГ часто сопутствуют трудности в решении проблем и преодолении конфликтов, плохие взаимоотношения с ровесниками, активность, сопряженная с риском, неразвитость мотивационной сферы, тревожность, повышенная ранимость, неустойчивость настроения. [4] Заболевание может проявлять себя с 4 лет, а пиковый возраст для постановки диагноза у детей – с 5 до 10 лет. [4] По мере взросления у детей с СДВГ усиливаются нарушения адаптации, которые проявляются дома, в детских дошкольных учреждениях или в школе, в общественных местах, в процессе игровой деятельности и во время занятия спортом.
Подготовительные классы, новые уровни нагрузок – это стресс для любого ребенка, а особенно для ребёнка с СДВГ. Детям с синдромом дефицита внимания И гиперактивностью довольно сложно дается обучение и дисциплина, выстраивание взаимоотношений с другими людьми, а в первом классе все эти трудности только обостряются. Стоит отметить, что у детей с СДВГ хорошие интеллектуальные способности, но чаще всего трудности возникают именно в организации учебного процесса.
Так как же правильно подготовить ребёнка к школе? Есть несколько не сложных, но очень важных советов для родителей ребенка с СДВГ.
Планируйте режим дня
Школа — это место, где требуется соблюдать определенный свод правил. После начала обучения в школе дети погрузятся в непривычную и возможно ранее незнакомую им деятельность, и важно к этому подготовиться. Не каждый ребенок без диагноза СДВГ успешно справляется с этой задачей, а для детей с поведенческим расстройством это становится настоящим испытанием. Из-за невнимательности сложно запомнить все требования, а импульсивность и гиперактивность не позволяют им следовать. [3] Ещё одна проблема, которая препятствует адаптации и последующему успешному обучению ребенка с СДВГ, — нарушение концентрации. Если вы заметили, что ребенку трудно концентрироваться на одном задании и доводить его до конца, он легко отвлекается на посторонние стимулы, из-за чего делает много ошибок даже в простых заданиях, – необходимо принять меры. [3] Чтобы помочь ребёнку, особенно в период дошкольной подготовки, стоит структурировать его деятельность, чтобы он мог постепенно вливаться в режим без лишнего напряжения. Также важно приучать выполнять рутинные действия и следовать четкому распорядку дня - придерживаться расписания, аналогичного тому, которое ждёт его в школе. Такие правила позволят избежать проблем с дисциплиной в школе и в общении со сверстниками, повысят уровень дисциплинированности ребёнка и облегчат процесс адаптации к школе.
Вводите в жизнь ребёнка физическую активность
Импульсивное поведение – это то, что мешает успешно адаптироваться ребёнку с СДВГ к школьной жизни, а сдерживать её достаточно непросто для нервной системы, в связи с чем ресурсов на более сложные задачи, например, на усвоение нового материала у ребёнка уже не остается. [3] Как следствие, возникают проблемы с успеваемостью. Помочь ребенку с СДВГ и научить его контролировать импульсивность и гиперактивность поможет спорт, поэтому обратите внимание на присутствие физической активности в распорядке дня вашего ребёнка. Именно упражнения способствуют снижению импульсивности и помогают успокоить дошкольника, что положительно повлияет на будущий процесс обучения.
Тренируйте усидчивость
Хобби — это именно то, чему мы посвящаем больше всего времени в свободные часы. Дети также уделяют время тому, что вызывает у них интерес, а резкая смена свободного времяпрепровождения на учёбу и выполнение домашних заданий может всерьез обострить проблему с усидчивостью. В процессе обучения ребёнок с СДВГ хочет находиться в постоянном движении, может часто вставать с места во время занятий, «вертеться» и раскачивается на стуле, разговаривать и отвлекать одноклассников [3]. Здесь важно не заставлять его сидеть спокойно, ведь в таком случае ему становится сложнее думать и тяжелее усваивать информацию. Как же помочь ребенку решить проблему с усидчивостью?
Во-первых, можно заранее подготовить рабочее место, занятия за которым помогут разделять свободное и ученое время даже дома. Во-вторых, важно ежедневно заниматься с ребёнком и напоминать ему о необходимости выполнить задания подготовительных курсов, тренировать навыки чтения, письма и счёта. В-третьих, чтобы решить проблему с усидчивостью, ставьте таймер на определенное время. Доказано, что знание о временных ограничениях на продолжительность занятия помогает детям с СДВГ оставаться вовлеченными в процесс учебной деятельности. [5] Начать можно с 10–15 минут в день и постепенно увеличивать интервал до длительности полноценного урока в школе – 45 минут.
Прибегайте к медикаментозной терапии СДВГ при необходимости
Правильная адаптация ребенка с ранних лет позволит интегрироваться в социум и избежать неприятных последствий во взрослом возрасте, однако не стоит забывать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности— это заболевание, которое требует медикаментозной терапии. Если вы подозреваете СДВГ у своего ребенка, необходимо обратиться к детскому врачу-неврологу или психиатру для постановки диагноза. Ранняя диагностика СДВГ поможет выбрать верное лечение. Детям с легкой формой СДВГ врачи назначат психолого-педагогическую коррекцию, а со среднетяжелой формой медикаментозную терапию, использование тренингов, направленных на улучшение памяти, работоспособности и других когнитивных функций. [3] К первоочередным препаратам относятся лекарственные средства на основе атомоксетина: например, «Страттера». Вторично специалист назначает ноотропные препараты на основе кальция гопантената и пирацетама: например, «Пантокальцин «Пирацетам» и другие. [7].
Доктор медицинских наук., профессор кафедры педиатрии, эндокринологии и реабилиталогии ФП и ДПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова Анна Петровна Скоромец: «Результаты открытого исследования терапии СДВГ препаратом, содержащим гопантеновую кислоту, показали положительные результаты у дошкольников, детей младшего и старшего школьного возраста. «Пантокальцин», как и другие препараты этой группы, комплексно воздействует на гиперактивность, дефицит внимания, а также купирует негативные эмоциональные и невротические проявления».
К препаратам третьего выбора при терапии СДВГ относятся антидепрессанты и нейролептики на основе действующего вещества алимемазина и тиоридазина гидрохлорида, которые преимущественно применяются при гиперкинетических расстройствах поведения. [7]
Синдром дефицита внимания и гиперактивности успешно лечат, а врачи могут назначить ребенку индивидуальную терапию в зависимости от конкретного случая. «И, конечно, не стоит забывать, что даже после окончания лечения дети всегда будут эмоционально привязаны к вам. Не нужно злиться, расстраиваться и падать духом — воспитывайте детей и не откладывайте их лечение ни в коем случае» - подчеркнула Анна Петровна.
Источники:
[1] Menkes J at al. Child Neurology. 7th ed. 2007; p. 1156.
[2] Тумашенко А.Ф. Эффективность пантокальцина в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков, // Consilium Medicum. Педиатрия. — 2006. — № 2. — С. 56–58.)
[3] Зыков В. П., Бегашева О. И. Современные концепции диагностики и опыт лечения гопантеновой кислотой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2017; 1: 114–118.)
[4] Stephen Brian Sulkes, MD, Golisano Children’s Hospital at Strong, University of Rochester School of Medicine and Dentistry
[5] Visser SN, Danielson ML, Bitsko RH et al. Trends in the parent-report of health care provider-diagnosed and medicated attention-deficit/hyperactivity disorder: United States, 2003–2011. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2014; 53 (1): 34–46.
[6] Алексеева Т.Г., Зыков В.П., Комарова И.Б. и др. Первое скрининговое нейропсихологическое обследование детей и подростков в Москве. Нейроиммунология. 2003; 1 (3): 52–5.
[7] Корень Е.В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ). 2015