Загрузка...


  • О педагогической культуре родителей

    Многие современные родители почему-то считают, что психология и педагогика — это сугубо профессиональные науки, и занимаются этими науками только психологи и педагоги. Работая в средней школе, я часто сталкиваюсь с тем, что родители буквально снимают с себя ответственность за воспитание своих детей. Это не просто нехорошо, это даже противозаконно (читай «Закон об образовании»).

    Создается такое впечатление, что некоторые родители считают, будто удовлетворять потребности ребенка — это и есть высшее проявление любви. А вот садик и школа пусть воспитанием занимаются. Им за это деньги платят… Обидно мне за таких детей. Для них любовь — материальное понятие. Давайте таких родителей назовем кукушками.

    Еще один перекос у родителей — гипертрофированное самомнение. Есть такие всезнающие мамочки, которые учат всех и всему. «Что, доктор, говорите? ОРВИ у нас и не надо антибиотики пить??? ГЛУПОСТИ! Это мой ребенок, я знаю сама, что лучше для него! Да что вы говорите, уважаемая, ни о какой двойке речи быть не может! Я сама с ним занимаюсь, это ваши задания трудные, вы придираетесь к моему ребенку!» И далее в таком же духе. В итоге ребенок учится только критиковать и осуждать, а в подростковом возрасте дает родителям жару. Это у нас советчики.

    Есть еще одна категория родителей — паникеры. «Красное пятнышко вскочило — бегом к врачу! Нехорошо, если ребенок в четыре месяца еще не пытается сесть??? О ужас! Мой ребенок болен! Всем разойтись! У нас смертельная болезнь!» И никогда такой родитель не обдумает ситуацию и не будет искать информацию. Он просто побежит решать проблему, которой на деле не существует. Ребенок у таких родителей учится только бояться. Всего, всегда и везде.

    Родителей можно разбивать на массу категорий, и эта классификация, далеко не совершенна, это всего лишь мои наблюдения. Есть еще и родители, уверенные в абсолютной непогрешимости своего ребенка («Как? Что вы такое говорите! Не мог мой Сашенька Танечку обидеть! Он же ангел!» А Танечка ходит с фингалом...).

    Пожалуй, на этом остановлюсь. Корень такого поведения кроется в низкой педагогической культуре. Почти все они, как один, сталкиваясь с проблемой, не стараются найти никакого решения. Практически всегда идет отрицание имеющейся проблемы: «педагоги пусть воспитывают — им за это деньги платят», «я лучше знаю, что моему ребенку нужно», «нет у него никаких проблем, мой ребенок нормальный!», «что? недоразвитие? о господи! да нужно ж срочно к врачам!», «мой ребенок такого сделать не мог!» и так далее. И никому из них в голову не приходит сесть и спокойно обдумать ситуацию.

    Думаете, педагогов учат не допускать ошибок? Нет. Нам заталкивают в голову кучу ненужной и, как правило, устаревшей информации. Основные наши учителя — это дети. Здесь хочешь или нет, а тебе приходится научиться критически оценивать ситуацию, нестандартно мыслить, искать разные подходы в одной и той же повторяющейся ситуации. То есть мы становимся психологами и педагогами не благодаря нашему образованию, а исключительно благодаря нашей практике!

    Часто нам мешают наши предубеждения, комплексы, опыт. А уж в воспитании ребенка, по-моему, без предрассудков просто не обойтись! Родитель буквально не видит своего ребенка, он только имеет собственное представление о своем чаде. А это страшно вредит ребенку: комплексы, травмы, неврозы. И все это аукается детям во взрослой жизни.

    Еще В. А. Сухомлинский писал о том, как важно проводить школы молодых родителей. Он даже предлагал ввести такую дисциплину в старших классах. Это я к тому, уважаемые родители, что нужно повышать свою педагогическую культуру. Идеальных родителей не бывает. Да и быть не может. Как мне кажется, главное — вовремя осознавать свои ошибки и исправлять их.

    Как повысить свою педагогическую культуру? До смешного просто. Думать. Анализировать. Сопоставлять. Входить в положение. Читать качественную педагогическую литературу. Жить вместе со своим ребенком, а не рядом с ним. И, наконец, брать ответственность за воспитание на себя. И маме брать, и папе. О папах, конечно, отдельный разговор, но это уже тема для другой статьи.

    Воспитание детей не похоже на путь. Скорее на задачник:

    «Задача №327: Ребенок истерит по поводу и без. Что делать?»

    «Задача №789: Ваш ребенок получает очередную двойку. Как будете реагировать?»

    Важно родителю понимать, что универсальных решений не бывает. Нынешняя система образования требует индивидуального подхода к ребенку. Так почему же дома его нет? Почему дома мы общаемся со своими детьми, используя какие-то общепринятые шаблоны?

    Воспитание подрастающего поколения начинается всегда с самовоспитания взрослых. М. Монтессори пишет: «Учитель и вообще все, кто хотел бы воспитывать детей, должны освободиться от совершения ошибок, которые наносят вред детям… Основные ошибки учителя — это идущие рука об руку гордыня и гнев».

    Ребенок, пусть даже уже и взрослый, не может дать нам, родителям, отпор. Только в редких случаях он находит в себе смелость рассказать родителям о том, как ему плохо от их воспитания. Но такой случай — исключение. Подумайте сами, мы, взрослые, для детей — всемогущие боги, мы можем то, что пока им недоступно! А теперь представьте, какое это преступление — не развиваться! Какое это кощунство — самому оставаться ребенком и не накапливать родительскую мудрость. Задумайтесь, к чему приводит несознательное родительство и инфантилизм!

    Я могу еще очень долго рассуждать на эту тему. И спорить тоже могу. Но это совершенно не нужно. Остановлюсь, пожалуй, и еще раз повторю: родители, повышайте свою педагогическую культуру, работайте над собой и будьте сами примером для своего ребенка!

    Мира вам и вашим семьям!


Комментарии 0
    Прикрепить изображение
    Или перетащите изображение в окно