• Если дети остаются живыми, то это работающая модель семьи!

    Разговор с известным психологом Михаилом Лабковским о том, можно ли и как вырастить счастливого ребенка, и почему не стоит надрываться на ниве родительства.

    - Ваш метод можно кратко описать шестью правилами. Как они работают в отношениях «родитель-ребенок»?

    - Они не специально сделаны для родителей и детей. Просто эти правила меняют психику родителей, делают ее более здоровой, они становятся более адекватными, стабильными, более предсказуемыми. Они менее агрессивны, более доброжелательны, у них гораздо больше энергетического ресурса, потому что дети все же требуют определенных сил. Эти правила меняют психические реакции у взрослого, и у ребенка тоже меняется отношение.

    Шесть правил Михаила Лабковского:
    - Делать только то, что хочется
    - Не делать того, что делать не хочется
    - Сразу говорить о том, что не нравится
    - Не отвечать, когда не спрашивают
    - Отвечать только на вопрос
    - Выясняя отношения, говорить только о себе

    - А родители не спрашивали вас, что делать с правилом «Делай только то, что хочешь» в отношении детей? Иногда с детьми приходится делать не только то, что хочется. Например, хочу полежать на диване, а надо вставать и вести его в школу…

    - А можно не вставать и не вести его в школу. Можете водителя нанять. Можно, чтобы он сам ходил в школу. Вариантов море. И вообще, если вы вообще этого делать не хотите никогда, то и не надо. А если это разовая история, то один день прогулять школу – ничего страшного не случится. Не надо надрываться на вредном производстве.

    - Вы неоднократно говорили о том, что невозможно вырастить счастливого ребенка, если родители сами несчастны, не решили свои проблемы. Но ведь работа с психологом – это долгий процесс. Одну проблему решил – вылезла другая. Или вдруг в процессе работы родители решили расстаться – и у ребенка новая травма. Получается, что это годами может длиться? Шансов на счастье у ребенка нет – раз уж он родился у родителей-невротиков?

    - У ребенка шанс есть. Необязательно, чтобы это длилось годами. Но то, что вы говорите, интересно, потому что родители именно так и рассуждают. «Я с собой делать ничего не хочу – долго, нудно, неинтересно, что-то меня ломает, и вообще, можно на годы застрять, а ребенок растет. А есть ли какой-то другой способ, чтобы я был невротиком, а ребенок мой был счастливым?». Ну, если отдадите его в приемную семью, то будет счастливым. А так он будет такой же, как и вы.
    А представляете, каково бедным детям? Когда родная мать, которую ломает общаться с психологом, объясняет ему, что надо учиться. А его тоже ломает! Никому ничего неохота. Откуда вообще такая информация, что работа с психологом затягивается на годы? Зачем к нему ходить годами, если результата нет? Со второго занятия уже все понятно бывает обычно. Я не могу предложить такого варианта – сделать счастливыми детей, минуя родителей. Дети, особенно в раннем возрасте, формируются исключительно по аналогии и восприятию родителей.

    - Какие самые частые ошибки допускают родители, пытаясь сделать ребенка счастливым?

    - Во-первых, они навязывают ему какие-то свои модели счастья, в которые непременно входит хорошее образование, которое мало что дает и является ценностью только для наемных работников. Раннее развитие – это вообще бред полный! Давно уже все физиологи, детские психологи, педиатры говорят, что это раннее развитие никуда вообще не выливается. То есть ребенок у вас в год роняет ноты и говорит: «Бах!», и на этом все и заканчивается. Он не становится вундеркиндом…

    - …Но зато становится невротиком от перегрузки?

    - Невротик, перегрузки, плюс он очень заорганизованный. Не умеет сам распоряжаться своим временем. А у детей должно быть свободное время! Иначе ребенок будет не очень приспособленный к жизни, и не очень интересный сам себе, потому что, не занимаясь самим собой и не имея такого опыта, он, когда вырастает, если ничего не происходит – чувствует себя одиноким.

    Еще одна огромная проблема – так называемая «условная любовь». Родители невольно у ребенка закрепляют очень конкретные вещи: так сделаешь – мы тебя любим, а так – мы тебя не любим. Маму слушаешься – любим, а не слушаешься, не любим. Хорошо учишься – любим, а так не любим. И ребенок вырастает с очень гнилой идеей, что любовь надо заслуживать.

    - А что категорически недопустимо в отношениях с детьми? Ну, кроме очевидного – рукоприкладства, например? Можете перечислить, чтобы родители знали и не делали?

    - Вообще в России это называется «телесные наказания», а во всем мире – уголовное преступление. Если бы бабушка могла, то была бы дедушкой. Родители же делают плохо не потому, что еще статью не прочитали на Ежике, а потому что не могут себя вести по-другому. Это их поведение продиктовано не педагогическими идеями. Взять те же телесные наказания. Это не педагогический прием, это человека разрывает от чувства – как правило, обиды и унижения, и выражается агрессией по отношению к детям. Агрессия – это обратная сторона обиды и унижения.

    Насчет табу – нельзя детей никогда сравнивать, ни с кем. Нельзя добиваться от них эмоций – орать на них, пока они не начнут рыдать. Так делают многие истеричные мамы. Орут, орут, а когда ребенок начинает рыдать, она успокаивается. Это называется «психическое насилие», обычно бывает при истерическом неврозе.

    - Допустим, родитель признал, что у него есть проблемы, мешающие жить ему и негативно влияющие на ребенка. Как строить терапию? Должен ли психолог работать не только с родителем, но и с ребенком? Или проблема детей автоматически решится по мере того, как родители решают свои проблемы?

    - Не думаю, что ребенку что-то нужно. Если у ребенка какие-то серьезные неврозы – да. Энурез, заикание, тики, грызет ногти и так далее – то может и стоит. А на уровне поведенческом – если родители меняются, то дети тоже меняются. Вы знаете, что миллионы людей во всем мире ходят к детским психологам. Сидят там, разыгрывают детские психодрамы, рисуют семью, а потом приходят домой – а там у него папаша пьяный в углу валяется, мать орет с утра пораньше… Ну и смысл ему ходить к психологу? Жить-то ему потом в этой семье!

    - Модель семьи в последние десятилетия сильно меняется, отходя от традиционной. По крайней мере, в больших городах появилось очень много вариантов. Как бы вы описали идеальную схему? И возможна ли она?

    - В России нет вообще никакой модели семьи. Вы можете жить в доме, в котором в одной квартире бьют ремнем, где-то носят на руках, где-то вообще с родителями на «вы» разговаривают. Где-то очень четкое разделение на старших и младших, на мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Где-то отдают сразу на фигурное катание и английский язык, и все это – в пределах одного подъезда.

    В мире есть модели семьи, очень четкие. В Европе, если люди на улице увидят, что мать орет на ребенка, могут сразу вызвать социальную службу. Если она его отшлепает за то, что он в воду лезет, они вызовут полицию. А в России могут только добавить.

    - Если говорить о так называемых неполных семьях, где нет отца. Может ли мать как-то компенсировать ребенку отсутствие мужчины в семье?

    - Не надо ему ничего компенсировать! Мать – она что, гермафродит что ли, как она может это компенсировать? Наоборот, это большая проблема, когда мать пытается компенсировать отсутствие отца и из мальчика воспитать мужчину. Так можно и гея вырастить. На самом деле, 54 процента детей российских растут в неполных семьях. То есть больше половины, и это данность.

    Самая большая ценность родителя – это психическая стабильность, предсказуемость, способность контролировать свои эмоции и не переносить их на ребенка. Это самые лучшие качества для родителя.

    - Наверное, бессмысленно спрашивать, какая модель семьи все-таки работающая?

    - Если дети живые остаются, то это работающая модель.

    - Оптимистично звучит!


Комментарии 0
    Прикрепить изображение
    Или перетащите изображение в окно