Загрузка...


  • Куда ушли игры нашего детства?

    Здравствуйте,мамочки,воспитатели и многие другие кто сидит на этом сайте. Я недавно опубликовала свою статью на образовательном сайте,хочу поделиться и здесь, с вами.

    Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня. Придумывали различные истории, чтобы только выйти во двор.

    Сейчас давайте взглянем на двор, где в детстве каждый из нас счастливо проводил целое лето, зиму - там, где сейчас выстроились в ряд автомобили, много лет назад стоял детский визг, смех, крик, сверкали пятки ребят, разбегавшихся врассыпную в игре в догонялки. Вечерами мамы зазывали домой, а в ответ слышалось, как ребята выпрашивали: «Ну ма-а-ам, ну еще пять минуточек!». Совсем не хотелось уходить домой, ведь было так интересно! Это вам не компьютерные игры. Это - настоящие детские игры.

    А помните, в какие игры играли вы? Понастальгируем?

    Резиночка, казаки - разбойники, классики, вышибалы, кандалы, съедобное - не съедобное, колечко – колечко, городки, жмурки, лягушки, краски, двенадцать палочек, девять камушек, артек, четыре угла, чехарда, лапта, зайчик-зайчик, сколько время, гуси-гуси,га-га-га и т. д.

    Сравнивая наше детство с сегодняшним днем, мы замечаем, что на смену дворовым играм пришли компьютерные. Кто виноват и что делать?

    Когда мы думаем о дворовых играх, в которые не играют наши дети, то чувствуем, что утрачено нечто важное.

    Примером может служить вчерашний случай, увиденный мной в кафе.

    Я заходила вечером в кафе, и увидела вот такую картину: зашла туда же компания мальчишек, и все дружно сидели уткнувшись в свои навороченные телефоны, а объяснить это можно тем, что в этом кафе бесплатный wi-fi. Сейчас дети уже с малого возраста начинают выпрашивать у родителей телефоны, планшеты, а другие, дабы успокоить свое чадо, с легкостью их им дают. Дети подросткового возраста перестали общаться с друг другом в живую, не удивлюсь, если те же самые ребята, сидевшие в кафе, и писали и отвечали друг другу в интернете.

    Чему же все-таки учат дворовые игры?

    Конечно же они учат находить общий язык; решать споры и конфликты, узнать себя, испробовать свои возможности, соблюдать правила, стремиться к равенству, адаптироваться в коллективе, взаимодействовать со старшими и младшими детьми, понимать и сочувствовать.

    Кроме этого, дворовые игры являются самым действенным и естественным для ребенка способом вливаться в социум; возрождают интерес к живому общению; предотвращают замкнутость, необщительность, низкую самооценку, произвольность поведения; гармонизируют отношения между родителями и детьми; доставляют детям радость; прививают любовь к движению и свежему воздуху.

    Если мы больше не видим во дворах девочек, играющих в классики, резиночки, мальчиков, не играющих в войнушки, прятки- этому должна быть причина. Если родители и не на 100% виноваты в том, что дворовые игры оказались забыты, то исправление ситуации точно в их руках.

    Почему исчезли дворовые игры?

    Я выделила наиболее значимые моменты.

    - они передавались по традиции, от родителей к детям, которые во дворах делились своими знаниями с другими, сейчас эта традиция почти утеряна;

    - дети загружены развивающими занятиями, заданными на дом;

    - детей отправляют в школу с 6 лет, учеба не оставляет времени для игры. Но помнится в школах детей так и брали с 6 лет и много лет назад, мы успевали на переменах попрыгать, побегать, после школы немного отдыхали, затем делали домашнее задание и бежали вечером на улицу.

    - родители опасаются отпускать детей во двор, изолируют их от дворовой компании. А почему родителям тогда не поприсутствовать на площадке пока дети играют.

    - дети, которых отпускают во дворы, не умеют себя занять социально приемлемыми способами;

    - дети предпочитают общаться через Интернет, а не вживую.

    Для того, чтобы вернуть все в нужное русло, необходимо вспомнить любимые игры своего детства, их правила, купить необходимый "спортинвентарь" - мячи, скакалки, ракетки, ведь они сейчас доступны для каждого кармана и научить этим играм своего ребенка или организовать компанию для игр, детей и их родителей.

    "Девять камней""

    Количество игроков которой не ограничено. Для игры необходим мяч.

    Инвентарь: мяч

    Правила игры: На асфальте рисуется квадрат, разделенный на 9 частей (как для «крестиков-ноликов», в его центре выкладывается кучка из 9 камней. Один человек - ведущий (если игроков много, то ведущих несколько) становится с одной стороны от квадрата, остальные игроки на некотором расстоянии от квадрата с другой (расстояние от квадрата определяли на глаз, чтобы не очень легко было попасть, но возможно, у игроков мяч в руке. Они должны, кидая мяч по очереди, разбить кучку из камней. После того, как кучка разбита, игрокам необходимо разложить камушки по штуке на каждый квадрат. Ведущий в это время мячом усиленно «пятнает» игроков. Запятнанный игрок выбывает из игры. Если игрокам все-таки удалось разложить камушки, то ведущий водит еще раз.

    Количество игроков: не ограничено

    Кандалы

    Цель игры – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.

    Правила игры: Все игроки делились на две команды. Становились в ряд и брали друг друга за руки. Игрок из команды 1 бежал, стараясь разбить цепочку команды 2. Если разбивал - то забирал одного игрока в свою команду. Если нет, то становился частью команды 2. Слова были такие:

    - Кандалы

    - Скованы

    - Раскуйте

    -Подайте

    - Кого?

    - Человечка одного по имени….(имя игрока с противоположной команды)

    Ручеек

    Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы…

    Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Прелесть игры заключалась в том, что в процессе водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару. Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.

    Классики

    Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

    Правила игры:

    На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т. д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

    • №1 – одна нога;

    • №2 – одна нога;

    • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;

    • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);

    • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;

    • №8 – одна нога;

    • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

    Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

    Количество игроков: не ограничено.

    Двенадцать палочек

    Игра в общем и целом напоминает обычные прятки, но в ней есть возможность "спасти" уже найденных игроков.

    Правила игры: Палочки укладываются на "катапульту" - ее можно сооружать из дощечки и положенного под нее камушка, колышка, или даже скамейки. Палочки укладываются на один край "катапульты" - чтобы можно было их разбросать, нажав ногой (рукой) на второй край "катапульты".

    Начинается игра с определения водящего. Для этого можно использовать любые считалочки, или вспомнить, кто в прошлый раз был проигравшим (он и водит). Водящий становится лицом к стене (дереву/столбу/забору) и начинает громко считать до 30. Когда счет закончился, кричит:

    "Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

    Кто не спрятался - я не виноват!"

    Открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Когда заметил кого-то - громко кричит его имя, бежит и касается палочек. Если тот, кого нашли и чье имя громко назвали, успевает добежать к "катапульте" первым, он бьет по ней ногой, палочки разбрасываются. Пока ведущий не соберет все палочки на место, все кого он нашел раньше и тот кто ударял по "катапульте" - имеют право перепрятаться. Игра ведется до тех пор, пока не будут "застукалены" все игроки. Кого "застукалили" первым - становится водящим в следующей игре.

    Инвентарь: Для игры понадобятся 12 небольших палочек (прутики длиной примерно 30 см).

    Резиночка

    Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

    Правила игры:

    Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

    Уровни:1. резиночка на уровне щиколоток держащих; 2. резиночка на уровне колен; 3. резиночка на уровне бедер; 4. резиночка на талии; 5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее

    На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т. д.

    Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

    Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками.:)

    Казаки-разбойники

    Красная печать никому не убегать.

    Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

    Правила игры:

    Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

    Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

    По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т. д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

    Количество игроков: от 6 человек.

    Лягушка

    Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

    Правила игры:

    На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

    Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

    Количество игроков: не ограничено.

    Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры – пусть их детство станет счастливее и интереснее прежнего!

  • Теги по теме: Детям с 3 до 9

Комментарии 3
  • Светлана Н.
    Известные игры.
      Прикрепить изображение
        Отменить
        Прикрепить изображение
      • Татьяна
        Очень хорошая статья. Мы в резиночки даже на переменах прыгали в школьном дворе в начале 90-х. Удивляюсь, как умудрялись " по шею". В казаков сейчас не особенно поиграешь : негде прятаться во дворах, а главное - опасно!!! Но у нас во дворе ребята играют в футбол, зимой в хоккей на спортивной площадке и меня это радует, что компьютерные игры все же отходят на второй план. А я с детьми играю в подвижные игры каждый день, всегда находим такую возможность. Показать полностью
          Прикрепить изображение
            Отменить
            Прикрепить изображение
          • Светлана Н.
            Среди поколения детей, кто родился в 90-е, будет что вспомнить и сейчас и чуть позже,а у нынешних детей этого уже не будет. Они будут лишь вспоминать какой планшет, телефон или ноутбук купили ему родители в тот или иной возраст. Я искренне радуюсь,когда вижу, что родители с детьми активно,в играх или как-то еще, а главное. вместе проводят свое свободное время. Такое увидешь крайне редко и то, что дети еще играют в коллективные игры. Показать полностью
              Прикрепить изображение
                Отменить
                Прикрепить изображение
                Прикрепить изображение
                Или перетащите изображение в окно