• 17 шагов к самостоятельному поглощению пищи

    Моя старшая дочь - неедяка или малоежка. С младых ногтей. Накормить её до сих пор пытка, сейчас ей 4,5 года, но тем не менее прогресс у нас большой! Ест сама, ложкой-вилкой-ножом, часто очень долго, но сама.

    Придумалось-вспомнилось-опробовалось несколько относительно действенных (какие-то срабатывали однажды, какие-то несколько раз) методов, которыми я хочу поделиться с теми, для кого вопрос самостоятельного питания так же актуален.
    «Супом» условно обозначается содержимое тарелки, не обязательно жидкое и похожее не похлебку, просто «нормальная еда». =)
    Итак, все методы условно можно поделить на «метод кнута» и «метод пряника». 


    Методов кнута меньше, потому начну с них.

    1. «Захочет есть - сам поест». Самый действенный и самый простой. Ставите тарелку с едой, зовете ребенка, хочет - ест, не хочет - не ест. Говорят, очень полезно для воспитания гастрономической культуры, для предотвращения создания культа еды и вообще идеально для здоровья. Минусы такие: а) в тарелку положили, чадо не съело - на выброс, и сколько раз это чадо не съест - не угадаешь. Если жалко выбрасывать продукты - весомый аргумент. б) необходимы стойкость характера, упорство и полное отсутствие внешнего влияния, как-то: приходящие бабушки, сердобольный муж, мягкое материнское сердце, посещение гостей и т.п. Необходима четкость, строгость и регулярность. Если вы три дня «морите ребенка голодом», а на 4-ый приходит бабушка и с ложечки вливает в ребенка 3 тарелки супа - все старания коту под хвост.

     

    2. «Не съешь суп - не получишь …» сладкого, игрушку, книжку, не пойдем гулять и т.п. Закономерно и имеет право на существование в некоторых вариантах - например, уж что-что, а лопать печеньки вместо салата уж точно надо б запретить. Но работает далеко не всегда, особенно если ребенок понимает, что кроме печенек есть масса других радостей в жизни, так что легко исключает из жизни как суп, так и мармеладки.

     

    Теперь перейдем к «пряничным» методам. Кому-то покажется, что это все мамкино баловство, что вот делать мне было нечего, как изобретать такой изврат. Но есть мамы, которые не могут обойтись п.п.1, есть дети, упрямые как не-знамо-кто и готовые питаться целый год только хлебом с молоком, например, а задача-то шире - надо ж не просто желудок заполнить, но как-то потребности организма в питательных веществах восполнить…

    3. Обещание награды. «Съедаешь суп - получаешь…» конфету, игрушку, шарик, прогулку. От крошечной радости до гигантского события - в зависимости от порции. Радует то, что вариаций довольно много. Не радует - что дите привыкнет к «призам», да и самой еще голову ломать, чем порадовать, и будет требовать, и есть будет за награду только. Можно, конечно, свести приз к безобидному десерту - стакан компота или полезная печенька, но тогда эффективность метода понижается.

     

     4. Дополнительные вкусовые ощущения. Вспоминаю свое детство: есть творог было в 150 раз вкуснее, когда в нем встречались кусочки мармелада. А уж кашу с изюмом!.. Ищем то, что нравится ребенку, и добавляем к тому блюду, которое надо съесть. Моя, например, без ума от кукурузы. Готова есть ее ложками, хоть с супом, хоть с кашей, хоть с йогуртом… Такие мелочи надо проанализировать. Тёртый сыр, горошек, крекеры, орешки, кружочки оливок или кусочки соленых огурцов - для обедов. Элементы сухих завтраков (медовые звездочки, шоколадные шарики), изюм, сухофрукты (вишня, клюква, орехи, финики, банановые чипсы и пр), мармелад, фрукты - для каш (молочных супов, запеканок, сырников и пр)
    a) можно добавить сразу в тарелку: или перемешать на глазах в ребенка и предложить откапывать, или выложить красиво цветочком, часиками, рожицей (насколько хватит у мамы энтузиазма и творческого рвения)
    б) сложить все в отдельную маленькую мисочку (удобны подставки для яиц, кстати), и объяснить, что это и как, договориться о системе поедания - ну чтоб не сразу все вкусное съедалось, а добавлялось по чуть-чуть. (например, объяснить, что если все сухарики сразу съесть - будет хотеться пить и суп придется есть без них уже, а если бросить в суп - они размокнут и будет невкусно).
    в) выдавать в качестве промежуточного приза. 3 ложки съел - получи изюминку.

     

    5. Едим вместе. Говорят, очень правильно и полезно принимать пищу всем вместе всей семьей… Но когда это превращается в «мама кормит с ложки, ест сама, поет песню и читает сказку» - это, конечно, уже не смешно. Потому сразу устанавливаем, что мама тоже должна есть. Иначе не будет сил на сказки и игры. Есть можно вместе
    а) на перегонки - кто быстрее съел, тот молодец!
    б) по очереди. Вы едите свою ложку, ребенок зачерпывает из своей тарелки, вы, он, вы, он. Конечно, с шутками и радостью.

     

    Игры за столом:

    Не каждый одобрит эту серию, особенно если верить, что играть с едой нельзя и бояться, что каждый прием пищи превратится в фуд-файт, и вообще «еду надо есть», а не заборы из макарон сооружать, а то еще привыкнет… С другой стороны - это развитие интереса к самой еде, к процессу, развитие фантазии. Ну и.. а когда еще, если не в детстве??? =)

    6. Для будущих математиков. Если есть склонность к цифрам - можно считать. а) сколько в тарелке ложек, б) сколько кукурузин поместится в ложку, в) сколько в мисочке из пп4б влезло изюмин, и как бы их так растянуть на всю тарелку - одну ложку с изюмом, две без, одну с изюмом, две без; г) прогрессия с докормом: 1 ложку ешь ты, вторую тебе дам я, две ты, одну я, три ты, одну я

     

    7. Играем в робота с дистанционным управлением. Говорим ребенку, что именно надо съесть сейчас. Годится для многокомпонентных блюд. «Лови морковку, а теперь поймай картошку, следующая на очереди - свекла» и т.д. Можно усложнять по типу игры «Simon says», т.е. если скажешь «Ешь перец» - надо съесть, просто «перец» - не надо есть, штраф - 2 ложки =)

    8. Метроном. Классический не пойдет, конечно, но вот завести на мобильнике будильник с частотой в 40 секунд - по каждому сигналу ложку в рот, это может стать неожиданным открытием для ребенка. Особенно в дополнение к п.п.7. Или с рассказами о собаке Павлова =)))

     

     

    9. Еда с кубиком. Баловствоооо жуткое =) Можно кидать кубик. После игры типа «Фруктовый сад», где кидая кубик собираешь урожай, пока ворон его не поклюет, это у нас было хитом - даже с воображаемым кубиком: «как будто» кубик кидался и там выпадала морковка, мясо, рис… и надо было это съесть. На удивление, ребенок ел. Сам.

     

    10. Играем в зоопарк: придумала девица сама. Каюсь, мы с ней на компьютере играем в Zoo tycoon: там строим зоопарки с вольерами, заборами, где надо положить зверям еды-воды-игрушек, а потом, когда их много - отпускаем на волю. Вот кладу ей как-то рис… «О, это белые медведи!», огурцы стали крокодилами, помидоры в сметане - фламинго, рыбные котлетки - белугами… много чего там еще можно надумать. В общем все закончилось тем, что они отправлялись «на волю» - в животик к дочке, где нет никаких заборов, а «можно водить хороводы».

    11. Сказки о тарелках. Тарелке от каши тяжело, душно и жарко, давай лечить, спасать и освобождать беднягу. Придется поговорить за тарелку, рассказать, как суп ей глазки щиплет, а котлета спину щекотит, ой, спасите, помогите, ой, спасибо, мне уже полегче… Минус: мамин рот будет занят болтовней, а не едой…

    12. Тарелка с прозрачным дном - классная находка, кстати. У меня в детстве была с петушком на дне. И каждый раз хотелось съесть поскорее, чтоб посмотреть на него, и ведь все равно знала, что там - петушок, а ела… А если дно прозрачное, то под тарелку можно каждый раз класть новую картинку!.. (для особо хитрых приклеивать, чтобы не жульничали) И с легкой сказкой-загадкой о том, кто там ждет - любимый Фиксик или волшебный цветок - содержимое тарелки исчезает быстрее.

      


    Облегчаем задачу физически. Когда моей был год и она тщательно отвергала пачечные гомогенизированные кашки в пользу «взрослых» хлопьев, я радовалась, что человек учится жевать; когда пошел полный отказ от мяса, кроме перетертого баночного пюре - наоборот, беспокоилась, как же «такая большая», а есть нормально не научится… Сейчас такие вопросы уже сняты с повестки дня - жевать научилась вроде =) а вот самостоятельности при поглощении пищи поднимать надо.

    13. Консистенция - пюре. Суп-пюре или овощное с кусочками. Миллионный раз прихожу к выводу, что консистенция в блюде в 10 раз важнее вкуса. И для ребенка надо с этим считаться. Пюре есть проще. И быстрее. Не надо разжевывать (а особо задумчивым, которые вообще забывают жевать, летая в облаках, это вообще важно). Из мяса - суфле и котлеты, они меньше застревают в зубах. Взял - помусолил - проглотил. Скорость поедания возрастает в разы! Ребенок не устает жевать и ему не успевает надоесть процесс. Не годится метод для детей с лишним весом и любящих поесть, добавку и вообще еду, но мы сейчас про таких и не говорим. Так что для скорости можно сделать пюре и из борща. Блендер, кстати, пригодится и спасти неудачную манку с комками - получится шикарный однородный мусс с пузыриками =)

     

    14. Приборы. Конечно, любой приличный человек должен уметь пользовать и вилкой, и ножом, а с экспансией восточных кухонь, так и палочками надобно смочь!.. Но если речь идет о неедяке… наш выбор - ложка. Ложкой удобнее ловить разбегающиеся рисинки, разламывать котлеты и загребать салат. Исключение составят, пожалуй, лишь крупно-габаритные макаронины и крупные куски овощей (если ребенок любит ими хрустеть), их вилкой цеплять прицельнее. Как вариант - в качестве разнообразия и внесения элемента заинтересованности, можно предложить ребенку на выбор несколько приборов:
    а) несколько одинаковых ложек, например. И пусть играет в конвейер, 3 набрал по очереди и съел, второй заход. На первых порах набирать может мама.
    б) разные приборы: ложки разных размеров от кофейной до взрослой большой (или можно половник предложить, если рот позволяет =))) ), вилки с разным количеством зубцов и габаритами, палочки, зубочистки, щипцы и пинцеты.

     

    Влияние коллектива

    15. Детский сад или гости с едящими детьми. Сами так ни разу и не попробовали, я против сада, а с гостями как-то особо не складывается в плане поглощения пищи. Но говорят, на детей действует очень благотворно, если они видят, как такие же малыши едят самостоятельно. Есть, правда, и обратный эффект: особо впечатлительные «самоеды» увидят, как другие не едят, имеют дурные пищевые привычки (есть руками, чавкать, вытирать руки об себя и пр) и с огромной радостью и полнейшей готовностью это все примут к сведению и воплотят в жизнь.

    Расширяем гастрономический кругозор. Еще два метода, которые немного улучшают ситуацию, но для нас как бы «пройденный вариант» в стадии «как вообще заставить есть»:

    16. Вкусовые ощущения. Изучить книжку про еду, проанализировать, обсудить, настроиться, сравнить… Играем именно со вкусами. В варианте «учимся есть сами» завязать глаза и угадать, что какого вкуса, конечно, не годится (в рот не попадет скорее всего), но вот давать задания «съесть кислое», «попробовать соленое», «сравни, что слаще», «выбирай самое хрустящее» и пр для развития чувств вкуса, обоняния и осязания - это недурно. Сгодится для сговорчивых философов и детей флегматично-наблюдательного типа.

    17. Готовим вместе. Для тех, кто постарше. Готовить вместе с мамой - уже весело может быть. Отмерить что-то ложками, перемешать, взбить, почистить, нарезать, потереть… Известно, что самостоятельно приготовленное всегда в разы вкуснее, чем неизвестно откуда взявшееся. А если еще сравнить сырое и вареное, сделать выводы, или подключить истории блюд или сказки на пищевую тему, может быть очень даже познавательно, побудительно и любопытственно.

     

    Самый действенный, конечно, метод номер 1. =) Но если что-то иное у вас пойдет, будет тоже здорово =)


Комментарии 0
    Прикрепить изображение
    Или перетащите изображение в окно